Дорогие читатели моего блога про антиквариат и коллекционирование!
В многочисленных своих статьях я советую как можно чаще посещать выставки именно с целью профессионального развития коллекционера или антиквара. И причин тому много: это и общая насмотренность, и вдохновение, и детальный анализ и изучение техник, красок, мазков, подписей и еще много чего полезного можно почерпнуть.
И в этом плане удобнее конечно тем, кто живет в крупных городах, где регулярно проводятся такие мероприятия. Всем моим читателям, всем тем, кто не может приехать в Москву и посетить выставку Айвазовского в Третьяковке с 29 июля по 20 ноября 2016 мне бы очень хотелось показать хоть малую часть представленного. Да и купить дистанционно огромный (нужно сказать очень емкий и интересный) каталог за 3000 рублей не всем под силу.
И вот тут я поднимаю снова и снова тему фотографирования на экспозициях. Наверное пора уже поставить точку в этом, собрать подписи и заставить разрешать нам гражданам России фотографировать шедевры, обслуживание, содержание и хранение которых проводится за наш счет, за счет наших с вами налогов. Если картина находится в галерее, если эта галерея бюджетное предприятие финансируемое из бюджета города или страны – нам обязаны давать спокойно фотографировать все что мы пожелаем в этой галерее. И не важно, временная ли выставка, постоянная ли экспозиция. Это картины народные. Наши с вами. Я так это вижу. И это моя позиция.
К чему я это все? Да не позволили мне сделать фото картин. Даже на мобильный телефон, естественно без вспышки.
Выставка Айвазовского (а так он Ованнес Айвазян, Гайвазян, в каталоге сказано, что Гайвазовский) в Теретьяковке, вслед за выставкой Валентин Александрович Серова в Третьяковской галереи на Крымском мосту. конечно хорошая задумка, но если вы спросите меня: – Понравилось ли тебе? я отвечу: – Наверное больше не пойду. И вот почему.
На Серова я пришла когда мне удобно было, отстояла в очереди, налюбовалась и ушла домой. Нужно отметить, что Центральный Дом Художника при цене билета на выставку в 400 рублей не самое удобное место для посещения, от метро очень далеко, парковки все разумеется платные. На выставку “Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения” я пришла в первый день 29 июля, в день рождения Ивана Константиновича (на самом деле сейчас 199 лет, а не 200), но попасть на нее не смогла. По всем каналам трубили, что будет две очереди: одна живая и вторая – по электронным билетам, купленным заранее. Обманули. Не было билетов для пришедших, отстояв часок-другой, люди заходили к кассам и уже там покупали билеты приблизительно с неделей разницей. Например сегодня 4 августа живая очередь могла купить билеты с 11 августа только. Два раза ездить в ЦДХ – перебор. Покупать в интернете – удобнее, но не всегда и не всем.
Все картины сильно бликуют, подсветка в этот раз ужасная. И у меня стандартный рост, и я не придираюсь.
Некоторые картины представлены в непотребном виде. Это выставка! Это выставка в Москве! в Столице! Эта выставка, я уверена, готовилась не месяц и не неделю. Как можно было в таком удручающем состоянии позволить картине покинуть стены хранилища. Да ее срочно в реставрацию нужно. Кто пойдет в ноябре, гляньте одним глазком на “Вид на залив около Венеции” 1841 год, холст, масло, ГМЗ «Петергоф» , думаю и осыпи появятся. Фото из интернета.
Говорят, что критикую те, кто сами ничего не умеют. Я не умею рисовать, но я люблю хорошие картины. И если завален горизонт (а в случае с водной гладью, это стойкое ощущение, что она перельется сейчас), и если пропорции мягко говоря карикатурные (портрет вице-адмирала М.П.Лазарева1839 год) или масштабы люди-корабли несколько утрированы (“Петр I при Красной Горке” 1846 год, “Десант Н.Н. Раевского у Субаши”, 1939), то это заметно даже обывателю.
В какой-то момент мне стало даже скучно, виды Неаполя или на его залив, однообразные ночные луны (да красивые, да он великий мастер!) и бесконечные волны стали смешиваться, и уже вычленить из всего ряда что-то особенное становилось сложно, пока не встряхнул “Всемирный потоп” 1864 года, картина, которую Иван Константинович Айвазовский считал своей лучшей.
Возвращаясь к теме инвестиций в живопись и антиквариат, напомню, что цены на картины Айвазовского на мировых аукционах за последние годы упали, спрос за пределами России снизился сильно.
Признаюсь, не будучи великим специалистом в живописи или арт-дилерстве, если бы мне довелось встретить картины на торгах, процентов 20% из тех, что я видела сегодня на выставке, я бы не купила бы даже при наличии свободных и внезапно свалившихся средств. Во-первых уровень письма, по моим понятиям, не отвечает уровню того мастерства, коим обладал Айвазовский. А во-вторых, от некоторых картин пахло масляной краской. В-третьих, по феш-шуй сюжеты слишком угнетающие для домашней или даже салонной живописи. Они чудесны, все вместе и каждая по-своему, но повесить в кабинете тонущий корабль осмелится не каждый.
Вы скажете, ну что же, совсем ничего не понравилось? Удивлю – графика превзошла мои ожидания. И очень понравилась! не вся разумеется.