Дорогие читатели моего сайта про Антиквариат и коллекционирование!
Это маленький рассказ о большом приключении в поисках чудесной камеи. Так случилось, что моего клиенту срочно понадобилась невероятной красоты камея как презентационный подарок руководительнице. И бюджет позволял мне найти ее в самом сердце итальянского производства камей – в Италии Торре-дель-Греко (регулярно разрушался и погребался то под пеплом, то под лавой Везувия, он там просто в 1 шаге). Я была в этом городке неоднократно, но впервые поставила целью посетить именно Арт-школу резчиков камей и музей при этой школе.
Расположен Музей Коралла при Институте Кораллового и Золотого Искусства (Istituto Statale d’Arte per il Corallo e l’Oreficeria) на площади Луиджи Паломба (Piazza Luigi Palomba). В Музее представлены уникальные камеи, произведения искусства из коралла, перламутра, черепахового панциря, реализованные в Торре дель Греко, от прошлых веков до современности. По большей части это произведения учеников и дары основателя.
Пару слов о дороге. Добираетесь до Неаполя, а дальше о странность! В крошечном городе две ветки железной дороги. И соответственно два вокзала. Поезда курсирует почти как метро, очень часто. А дальше пешком, такси в этом городе нет. Зато есть дешевейшая и вкуснейшая еда))) за 5 евро можно очень прилично отобедать, плюс вино 2,5 евро.
Итак рано утром мы отправились к музею и вот что выяснилось. Он работает исключительно под экскурсионные группы, исключительно по предварительной записи. Но дар убеждения помог нам, и нас включили в группу школьников. На фото и видео как раз ребятки из разных регионов Италии. В качестве пропаганды народных ремесел – школа резчиков камей отлично подходит.
Выражаю огромную признательность и благодарность администрации музея за бесплатную экскурсию по школе и по самому музею, за возможность сделать подробные фото и видео всех экспонатов, и за подарки))) за все то внимание, которое нам было оказано, это очень трогательно и неожиданно! Спасибо! Браво, Италия!
Ролики с фабрик камей есть в интернете, там все преподробно показано, как пошагово делается камея. Я не буду касаться технической стороны, а в призме инвестиций скажу про ценность. Разумеется мы задавали гидам вопрос именно: какая камея стоит дороже? Так вот ответ был таков: на первом месте дизайн и красота. Чарующая красота, вызывающая восторг, обладающая магнетическим эффектом. Если вам хочется смотреть и смотреть на камею, буквально не отрывать от нее глаз – это она.
Второе, что влияет на цену камей – тип раковины, контрастность и кол-во используемых слоев, эффект 3 D. Чем больше разница между цветом фона и основной фигурой – тем камея дороже, чем черно-белее – тем дороже, красно-рыжие – дешевле. Я пишу доступным языком без использования латинских названий, мы все равно их забудем. Если на камее резчику удалось обыграть все 3 слоя – такая камея дороже. Речь идет о камеях по раковинам, мы не рассматриваем например камею на изумруде или аметисте. Если камея сильно выпирает – она тоже дороже, чем плоская.
Вот и наглядный пример: какие серьги дороже? конечно справа.
Но тут нужно понимать, что корявая дама с грубой, но выпирающей резьбой хоть по какой раковине конечно будет дешевле изысканной утонченной пусть и плоской и рыжей, но красивой. Понятие красиво конечно сильно индивидуально, но все же при наличии нормального вкуса, в большинстве случаев красиво – это всем красиво.
Третье, что здорово добавляет цену камее – подпись мастера. Подпись есть – отлично, значит и резчик известен и есть его школа, нет – это встречается в 99%. Не ставят. Соответственно камея с подписью дороже безымянной, но при двух предыдущих условиях. Прошкрябите около страшилки инициалы и это нисколько не поднимет ее в цене.
Как оказалось, оправа для камеи – последнее, на что обращается внимание. При оценке учитывается просто вес драгоценного металла если это золото или серебро.
В итоге почти как у бриллиантов 4 К: красота, контрастность, качество (резьбы) и К (подпись).
В музее я впервые увидела камеи по раковине тигровая ципрея. Уникальность в том, что ничего никогда не подкрашивается! используются только многоцветным слои самой раковины. На мой взгляд это самые сложные по исполнению камеи.
Все это относится к современным камеям, и лишь от части к антикварным, где вступают свои законы оценки.
Много внимания уделено резьбе по перламутру и из черепахового панциря. Довольно тонкие пластины черепахового панциря под горячем прессом принимали желаемую форму. Часто украшали инкрустацией из галиотиса или других видов раковин. Почти все раковины привозные, это Африка, Тунис.
Самый уникальный предмет – фигурка San Cristofor из резного красного коралла. Я не показываю тут экспонаты, авторские права.
Художественной обработке кораллов, их типам отведена почти треть экспозиции. Если кратко, то Средиземноморские кораллы мелкие и тонкие, но насыщеннее по цвету, а Тихоокеанские жирненькие, но блеклые, частенько сердцевина у них белая.
Для коралла естественная среда – соленая вода, и потому оказавшись на суше, да еще и под действием солнечного света и тепла, коралл может утратить свою прелестную яркость и насыщенность, посереть и поблекнуть. Это не значит, что летом нельзя одеть коралловые бусы или серьги с кораллами, но делать это нужно в разумных дозируемых порциях, если вы хотите сохранить ваше сокровище.
Чуть подробнее про один вид коралла.
Кораллы Sciacca (шакка) - ограниченной величины, не превышает обычно 10-12 мм, и их цвет может варьироваться от красно-оранжевого до лососево-розового, интенсивного до бледно-розового, нежно-оранжевого цвета. Этот сицилийский коралл добывался на о. Сицилия, вблизи г. Шакки, в настоящее время считается практически исчезнувшим. Удивительно, но наши предки носили именно этот тип коралла. В Российскую Империю их привозили именно из Шакки. Они играли роль разменной монеты, продавались не на вес, а нитками, кораллы, одетые в металлическую оправу, продавались разных размеров поштучно.
Именно этот тип кораллов один из самых дорогих, из-за редкости. В конце 19 века в море возле Шакки, на склонах подводных вулканов и там, где находился вулканический остров Фернандеа (он появился из под воды, стал причиной раздора многих государств, а потом пропал в 1831 году), нашли огромные залежи кораллов. Было похоже, что они легко пережили многочисленные извержения этого вулканического острова. Кораллы были красивого оранжевого оттенка из-за вулканической активности и на дне морском располагались слоями. Неоднократные извержения вулканов рвали ветви кораллов, которые откладывались в морские глубины. Они лежали, как огромные сокровища, скрытые от человека тысячилетиями, действие погоды и уникальные термальные воды изменили их внешний вид и физические свойства. Добыча кораллов началось в 1875 году, когда были найдены в море напротив Шакка три коралловых рифа, что обеспечивало большое количество кораллов. Началась настоящая коралловая лихорадка, на месте в 48 километрах от берега работали 17 тысяч рыбаков, за 25 лет было вытащено на поверхность 14 тысяч килограммов кораллов. К 1887 году добыча была настолько интенсивной, что три источника кораллов оказались исчерпаны. Кораллы из Шакки отличаются от других кораллов Средиземного моря особым химическим составом, они плохо поддаются обработке, благодаря высоким температурам подводного вулкана. Кроме того, с помощью специальных анализов удалось установить датировку кораллов, им, в зависимости от слоя от 2 до 9 тысяч лет.
Все показанные лоты можно купить в Москве, пишите или звоните.