Музеи Московского Кремля располагают богатой коллекцией русского гравированного стекла и хрусталя XVII – начала XX века и интересными образцами отечественного фарфора XVIII-XIX веков.
Стекольное производство было одной из первых отраслей зарождавшейся на рубеже XVII-XVIII столетий русской художественной промышленности. Ведущая роль в сложении национальной школы принадлежала Измайловскому казенному заводу в Москве. Музеи Кремля обладают уникальными изделиями этого завода. Таким является огромный кубок из легкого стекла с гравированными изображениями Петра I в окружении медальонов с аллегориями из популярной в России книги “Символы и эмблематы”.
Во втором десятилетии XVIII века центр стеклоделия переместился в Петербург и сосредоточился на Ямбургском и Жабинском заводах. Ведущими мастерами здесь впервые стали русские. Продукция Ямбургского завода представлена в коллекции кубками, связанными с эпохой Петра I.
В 30-е годы XVIII века сложился третий центр стекольного производства – Петербургский завод, просуществовавший до 1774 года. Его изделия свидетельствуют о расцвете национальной школы гравированного стекла, связанной с деятельностью двух крупнейших мастеров – В. Пивоварова и Д. Войлокова. Их работой являются большие кубки с портретами Елизаветы Петровны и Екатерины II. Резчики завода 40-х – 70-х годов XVIII века гравировали на стекле гербы и вензеля, архитектурные пейзажи, сложные аллегорические композиции. Декоративность гравировок они усиливали чернением, золочением, цветными эмалями.
В коллекции рядом с пышными произведениями Петербургского завода соседствуют более скромные изделия частных предприятий.
Музеи Кремля располагают образцами изделий Императорского стекольного завода, основанного в 1774 году – четвертого центра стекольного производства. Это вазы из красного стекла, так называемого золотого рубина, с легким золотым орнаментом и из фиолетового стекла, имеющего в массивных толстостенных сосудах редкий оттенок насыщенного черного цвета.
В начале XIX века появился свинцовый хрусталь и разнообразные механические приемы его обработки. У мастеров эпохи позднего классицизма было остро развито чувство ансамбля. Поэтому большое значение уделялось созданию сервизов из стекла и хрусталя, объединенных общей идеей. Над их производством работали Императорский и Бахметьевский (под Пензой) заводы.
К середине XIX века возродилось цветное стекло. Сначала в виде нацвета красным рубином на бесцветный слой. Затем появились изделия насыщенных цветов – густо-зеленого, темно-синего, а в конце XIX века так называемое мраморное стекло.
До конца XVIII века форма и орнаментация изделий отвечали стилю барокко. Лишь отчасти вводились элементы рокайльного Орнамента. Стиль классицизма, утвердившийся в конце XVIII века, особую выразительность получил в цветном стекле.
Для 70-х – 90-х годов XIX века было характерно обращение к формам и орнаментации народного стекла в связи с популярностью псевдорусского стиля.
Необычайного размаха достигла деятельность стеклопромышленников Мальцевых, ставших монополистами хрустального производства. Хрусталь конца XIX – начала XX века отличает высокое качество материала и виртуозная работа алмазчиков. Очень часто хрустальные изделия оправлялись в серебро, что подчеркивало драгоценность материала.
В музеях Кремля представлена немногочисленная, но интересная коллекция русского фарфора Императорского завода и частных предприятий.
Гордостью музея являются изделия, связанные с первым периодом деятельности Императорского завода (1747-1765). Их украшает лепной цветочный декор и роспись с растительными мотивами восточного характера. Художественным достоинством произведений является индивидуальность исполнения.
Продукция Императорского завода XIX века представлена отдельными предметами в греческом стиле, “Кремлевским” сервизом в псевдорусском стиле и вазами, расписанными художником Столетовым. Эти вазы являются редкими для русского фарфора образцами миниатюрных копий с произведений станковой живописи.
Первым частным фарфоровым предприятием, основанным в XVIII веке, был завод ф. Гарднера (село Вербилки под Москвой). Интересным явлением в фарфоровом искусстве явилось создание на этом заводе знаменитых орденских сервизов. В отличие от Императорского завода Гарднер разрабатывал народную тематику; в росписи изображались народные сцены, в пластике создавались народные типы.
Вслед за Гарднером демократические тенденции в русском фарфоре XIX века развили заводы А. Попова и гжельские фарфоровые предприятия. Из предмета роскоши фарфор превратился в широко распространенный материал. Сюжеты росписей фарфора были самыми разнообразными. Мастера этих заводов повторяли в росписи иллюстрации модных журналов, воспроизводили жанровые сцены, но чаще всего покрывали изделия орнаментом растительного характера, что явилось характерной особенностью русского фарфора.
В конце XIX века многие заводы разорились, производство фарфора было монополизировано товариществом М. С. Кузнецова, фарфор которого приобрел действительно по тем временам промышленно-массовый характер.
Но в работах Императорского завода и завода братьев Корниловых в Петербурге фарфор вновь приобрел звучание драгоценного материала. Их изделия отражали высокие технические достижения фарфорового искусства.
В состав данной подборки вошли лучшие образцы изделий из стекла и фарфора XVIII – начала XX века, хранящиеся в фондах Оружейной палаты.
- Дорогой и дешевый старинный фарфор.
- Фарфоровая пластика 20-х Кузнецов и Данько. Агитфарфор
- Агитфарфор – Советский фарфор – Чехонин Данько Голлербах. Государственный фарфоровый завод (ГФЗ) и художники NEW
- Фарфор Кузнецова – клейма фарфоровых заводов Кузнецова. Масленки NEW
- Ф. Емельяновъ и Скачковъ въ Морье. Фарфоровый завод Ф. Емельянова – клейма, марки, каталог. Фаянс Поскочина. NEW
- Оценка стоимости – фаянсовое блюдо, фарфоровая тарелка, сервиз, посуда Кузнецова. оценка он-лайн по фото NEW
- Как отличить деколь от ручной росписи?
- Как отличить фарфор от фаянса
- Советский фарфор
- Старая Гжель – клейма – новые тренды сезона!
- Советские фарфоровые статуэтки – гордость или позор?
- Клейма и марки ЛФЗ и ИФЗ. Каталог клейм
- ЛФЗ – критика, снос мозга.
- Барановский фарфоровый завод – Барановский фарфор – Клейма барановского фарфорового завода
- Дулевский фарфоровый завод – клейма, марки и монограммы художников Дулево – каталогNEW
- Старая Гжель – клейма – новые тренды сезона!
- Стекло. Как отличить хрусталь от стекла?
- Баккара (Baccarat crystal) хрусталь, стекло – стеклянная (хрустальная) посуда.NEW
- Фарфоровые и фаянсовые декоративные тарелки.
- Гарднеровский фарфор, клейма Гарднер.
- Фаровая ваза “Девочка и гаитянин” Гаити. NEW
- Клейма Meissen синие скрещенные мечи и их имитации. Поддельные клейма Мейсен.
- Британские марки и клейма английского фарфора.
- Марки и клейма посуды Веджвуд WEDGWOOD. Каталог.NEW
- Корниловский фарфор. Клейма завода Корниловых, марки корниловского завода.
- SARREGUEMINES французский фаянс и фарфор – клейма и марки. Сервиз.
- Итальянская керамика посуда – марки клейма фарфора и фаянса
- Поддельные клейма фарфора
- Rosenthal фарфоровые статуэтки – клейма на фарфоре – скульптура.
- Художественная керамика – как выбрать, смотреть и купить старинную антикварную керамику и фарфор.NEW