Для большего понимания предлагаю вам краткий словарь терминов (детали и части веера):
a l’anglaise – веер, несущие пластины которого не закрыты с обратной стороны подкладкой
a la sultane – веер, несущие пластины которого расположены с лицевой стороны экрана
ballon – веер, боковые пластины которого короче основных, удлиняющихся к центру, что придает ему овальную форму
brise – веер, состоящий из пластин, соединенных между собой лентой
cocarde – веер, экран которого открывается циркульными створками и образует круг
palmette – веер, экран которого составлен из пластин листовидной формы, выполненных из шелка, бумаги, соединенных между собой нитью, лентой
pliant – веер, состоящи из перьев, соединенных между собой нитью
plie – веер, состоящий из остова и плиссированного экрана
боковые пластины – наружные (пластины оправы), часто художественно оформленные, предохраняющие веер в закрытом виде
газ – легкая прозрачная ткань из шелка или тонко скрученного хлопка полотняного переплетения
канитель – тонкая, свитая в спираль металлическая проволока для вышивания
кисея – тонкая полупрозрачная хлопчатобумажная ткань редкого полотняного переплетения
коленкор – хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вследствие аппретирования приобретающая жесткость и гладкость
кружево “малин” – тип тонкого легкого кружева с цветочным узором, отличительной особенностью которого является контур, образованный более толстой нитью, проложенной по краю орнамента. название произошло от места производства – бельгийского города Малин
кружево Шантильи – тип кружева из черного крученого шелка с изящным орнаментом на фоне тонкого тюля с мелкими ячейками подробнее про Кружево Шантильи Chantilly, фата вуаль из кружева, история.
опахало – плоский, часто жесткий или плиссированный экран на рукояти
органди – тонкая жесткая прозрачная ткань, выработанная мелкоузорчатым переплетением
основные пластины веера – пластины, удерживающие экран и состоящие из двух частей, скрепленных между собой: несущей (покрытой экраном) и художественной нижней части. Основные пластины могут быть и цельными. Особое название имеют лицевые 2 пластины остова, или две крайние пластины, которые закрепляют экранный лист. В начале XIX века они назывались «конечными стрелками», которые «делаются крепче прочих и наклеены на бумаге, которая их покрывает, когда опахало сложат. Они украшаются, смотря по красоте и цене опахала». Во второй половине XIX века они назывались «наружными пластинками» или «ручками».
остов (станок) – жесткая (негнущаяся) часть веера, состоящая из боковых и основных пластин, каркас, на котором закреплен экран. В российской терминологии наименование этой части веера постоянно менялось. В XVIII столетии обходились терминами «полоски» или «кости». В начале XIX столетия веер описывают как «тонкую кожу или кусок бумаги, тафты или материи, обрезанной полукругом и укрепленной на многих стрелках или маленьких весьма тонких палочках из дерева, слоновой кости, черепаховой чешуи, китовых усов или тростника. Оправой называли остов и во второй половине XIX века. Количество пластин менялось в зависимости от угла разворота веера.
тафта – название тонких легких, но плотных шелковых тканей полотняного переплетения
штифт – цилиндрический стержень для соединения пластин в остов
экран – верхняя часть веера, расположенная на основных (несущих) пластинах. В XIX столетии он назывался «покрышкой» или «листом», и лишь с XX века стал «экраном». Материал для изготовления экрана мог быть самым разнообразным, но чаще всего использовалась бумага, пергамент (отлично выделанная телячья кожа), шелк и кружево.
Дорогие читатели моего блога! Этот роскошный веер вы можете КУПИТЬ: antik-invest@mail.ru
ВЕЕР Plie
Франция, 1890-е годы
Размеры: длина оправы 30,0 см, высота экрана 17,0 см, максимальная ширина экрана в раскрытом состоянии 56,0 см
Количество пластин оправы: 12 + 4 декоративные + 2 крайние
бристольский картон, металл, тюль, шелк, кружево, шелковая лента, роспись гуашью, просечка, золочение, серебрение
Веер складной с плиссированным экраном и оправой из формованного бристольского картона. Несущие пластины остова гладкие и узкие с резным и гравированным скромным цветочным позолоченным орнаментом, в верхней части завершены срезом, при раскрытии между пластинами образуются просветы. Крайние лицевые пластины оправы утолщены по сравнению с несущими и выполненными в виде стилизованных цепей с навершием в форме вазы с букетом, цветы в вазе позолоченные и посеребренные. Пластины соединены у основания медным штифтом с головками из рога. Петля в виде гладкого полукольца из белого металла, на ней шелковая лента в тон основного цвета экрана, завязанная в бант.
Экран веера выполнен из шифона и монтирован на спицы без подкладки. Такой способ называется “a l’anglaise”. Верхний край оформлен тюлевым кружевом “дюшес” с цветочным узором цвета экрю.
Экран веера темно-кремового цвета разделен на три части четырьмя одинаковыми накладными планками фигурной формы сходными по декору и размерам с двумя крайними пластинами. В трех образовавшихся секторах помещены композиции, выполненные в технике полихромной живописи пером гуашью и акварелью: по сторонам две группы из летящих ласточек и птенцов; посередине изображена фигура рыбака, отплывающего на лодке в море. Живописные композиции окружены орнаментальными обрамлениями из машинного кружева с растительным узором по мотивам плетеного ручного кружева шантильи того же цвета что и основной фон веера. Низ экрана декорирован тонкой полоской кружевной тесьмы.
Похожий веер хранится в Парижском музее городской моды Гальера (Musée de la Mode de la Ville de Paris, Musée Galliera), а подобная лента встречается на веерах лондонской фирмы ювелира “J. C. Vickery”
Среди вееров середины XVIII – XX веков в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга есть похожие веера российских производителей 1890-х годов, веера С-Петербургской мастерской Ф. Б. Треймана 1895-1900 годов, “Александр фабрикантъ зонтиковъ вееровъ токарныхъ изделий – С.П.Б. Невский просп. № 11″
Веер “Рыбак” представляет собой характерный образец стиля конца 1890-х годов, когда в моду вошли мотивы придворного искусства Франции периода Людовика XVI. Поскольку рынок предметов моды был очень обширным, распространение получили веера с оправами из недорогих материалов, таких как кость домашних животных, искусственная кость, “под черепаху” и бристольский картон. Этот вид картона, получаемый при склеивании нескольких слоев (от 4-х) лучших сортов бумаги, получил свое название от английского города Бристоль и достойно заменил дорогостоящие материалы: слоновую кость, перламутр и черепаху. Однако применение росписи и ручной отделки кружевом дюшес явно выделяет рассматриваемый веер из массовой продукции своего времени более высоким качеством исполнения.
Его художественное значение определяется красотой и тщательным исполнением, высоким качеством миниатюрной живописи. Следует отметить, что гораздо чаще встречаются веера с обрамлением из кружева “брюссельская аппликация” и point de gaze. Обрамление из гипюра встречаются реже и придает данному вееру выразительность и своеобразие.
Веера большого размера из полупрозрачных тканей с отделкой кружевом и живописью были в моде в 1890-х годах. Они служили стильным дополнением тех нарядных вечерних туалетов, которые носили дамы большого света. В те годы господствовал силуэт женской одежды в виде двух равнобедренных треугольников, составленных к центру острыми углами. Меньший из них располагался сверху, но при этом был очень резко расширен за счет туго стянутой корсетом талии и особого покроя головки рукавов, получивших название “бараний окорок”. Юбка же, плотно облегавшая бедра, расширялась книзу и завершалась небольшим треном. Подобный покрой уменьшал зрительно окружность талии. Веер большого размера вторил силуэту лифа и уравновешивал общие пропорции фигуры.
Популярные разделы:
Реставрация веера в домашних условиях.
Язык веера.
Старинные схемы вышивки и плетения