Обманки загадки “тромплей” trompe l’oeil из фарфора.

trompe l oeil обманки фарфоровые ИФЗ фрукты сервиз

обманки фарфоровые trompe l oeil, ИФЗ фрукты сервиз

Обманки -

все то, что способно обмануть наше зрение, это могут быть картины и гравюры, одежда, нижнее белье, предметы обихода и другое. Сайт про Антиквариат и поэтому мы для начала затронем фарфоровые обманки. Их называют еще фарфоровые загадки или “тромплей” (от французского слова trompe l’oeil – перехитрить глаза, обман зрения).
Формы обманок из фарфора родились в фаянсе и майолике еще до изобретения фарфора.
Устроители праздников в XVIII веке старались воздействовать на сознание гостя через его эмоции и чувства и посуда и предметы сервировки стола занимают значительное место.
Парадный обед в XVIII веке был кульминацией любого торжества (традиция и сейчас трогательно сохраняемая в наши дни), а его «учреждение» почиталось одним из высоких искусств. Сам «стол», понимаемый тогда как «сооружение, из козел и щитов под обед возводимое», сначала создавался на бумаге в виде проекта ведущим архитектором. При Елизавете Петровне этим занимался Ф.—Б. Растрелли. Уже тогда на столах появились первые ягоды и фрукты из фарфора.
Первый сервиз – обманка был сделан на КРМ (KPM Берлинская Королевская Мануфактура, Берлинский фарфоровый завод). В основном это были капустные листы, эту форму использовали для сервиза в подарок Русскому Двору в конце 18 века.

масленка кузнецов клейма кузнецова

Масленка (шкатулка, сахарница) "Капуста", фаянс

Наш русский фарфоровый завод Гарднера стал широко использовать эту форму, начиная со знаменитых Орденских сервизов. То есть по сути это уже как самостоятельная форма лотков в сервизных ансамблях.
Разумеется, говоря о русских фарфоровых обманках, необходимо отметить работы Шписа, чье творчество было далеко не однозначным и поэтому по-разному оценивается специалистами экспертами по фарфору. Известный скульптор Август Карлович Шпис (1817-1904) проработал на ИФЗ (Императорском Фарфоровом Заводе) почти половину столетия, начиная с 1849 года. С именем А. К. Шпис связана целая историческая эпоха в истории отечественной пластики. Его творчество в этот период определяло фактически характер пластики всего завода, ведь именно он являлся автором большинства создаваемых моделей.
Предметы из набора игрушечной посуды модель 1870 года – втор модели Шпис Август Карлович (1817-1904) – блюдо с пирогом (надглазурная монохромная роспись, золочение, клеймо А II под короной в венке. Блюдо с жареным цыпленком, тарелка с тортом, тарелка с куском хлеба, рыбой и др.

частные фарфоровые заводы россии Ф. Емельяновъ и Скачковъ въ Морье

масленка калач, фарфор, частные русские фарфоровые заводы, Ф. Емельяновъ и Скачковъ въ Морье

Мода подкладывать на стол с угощением искусно выполненные копии-обманки фруктов быстро распространилась на все слои населения Российской Империи. Было забавно и весело наблюдать, как изрядно подвыпивший гость пытался откусить фарфоровое яблоко или грушу, схватить фарфоровый калач или отщипнуть фарфоровую виноградинку. Разумеется обманки были не только из фарфора, более дешевые изготавливали из воска.

Коллекция «обманок» в Кусково – одна из самых крупных в стране (более 70 произведений). Экспозиция «Искусство художественной иллюзии «Обманки» в России XVIII –XIX вв.» дала возможность познакомиться с особенностями изобразительного языка подобных произведений, историей их возникновения и распространения в Россиина рубеже 18-19 веков. Выставка, построенная на фондовых материалах и посвященная одному из интереснейших явлений в русском и западноевропейском искусстве XVIII – XIX веков – художественной иллюзии, удивила посетителей представленными произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства. Задача «обмануть глаз зрителя» была выполнена на отлично – занимательные и порой курьезные предметы быта дворцовых интерьеров отражали свою игровую суть.

Произведения декоративно-прикладного искусства (фарфора, фаянса и стекла), связанные с традициями «обманных» изображений – художественной имитации материалов и форм – притягательны и высоко ценимы у коллекционеров. Метаморфозы хрупкого фарфора, «притворяющегося» кораллом и золотом, деревом и фруктами, требуют отточенного мастерства от исполнителя. Двойные стенки знаменитых стеклянных стаканов А. Вершинина (Бахметьевский з-д) раскрывают нам забавные пейзажи с жанровыми сценками, выполненными из бумаги, соломы, мха, камешков и нитей.

Christie's Кристис палисси кристис FRENCH MAJOLICA PALISSY STYLE TROMPE L'OEIL PLATTER

Christie's Кристис FRENCH MAJOLICA PALISSY STYLE TROMPE L'OEIL PLATTER

Обманки на мировых аукционах всегда желанный и востребованный предмет торгов. Часто их связывают с именем французского художника и керамиста, ученого Эпохи Возрождения, работавшего в Сенте и Париже – Бернардом Палисси (Bernard Palissy) (1510-1590). В середине 1550-х гг. ему удалось разработать способ изготовления керамических изделий, покрытых цветными глазурями. Работы Палисси считаются самыми замечательными произведениями керамического искусства Франции 16 века. Большинство изделий Палисси украшены натуралистическими мотивами: ранние произведения – гротескными изображениями русалок, танцоров, ящериц, улиток, листьев и насекомых, а более поздние – теми же сюжетами, осмысленными в классическом духе. Произведения Бернара Палисси пользовались большим успехом не только в его время, но и в последующих веках.

Christie's  FRENCH MAJOLICA PALISSY STYLE TROMPE L'OEIL PLATTER
блюдо, аукционный дом Кристи Christie’s FRENCH MAJOLICA PALISSY STYLE TROMPE L’OEIL PLATTER

Достаточно посмотреть результаты торгов знаменитого аукционого дома Christie’s Fine Art Auction House чтобы понять насколько любимы и востребованы обманки (загадки “тромплей” trompe l’oeil). Это блюдо было продано в 2008 году за 6000 долларов и конечно цена не предельная.
Дмитровский завод в эпоху РСФСР продолжил традицию старых русских заводов Кузнецова, Попова, Гарднера и выпускал, например фарфоровых омаров. Стоимость на прямую зависит от состояния и редкости, в среднем это от 3000 – 5000 рублей до 1500-2000 долларов. Мы готовы рассмотреть предложения о покупке обманок – подобных старинных антикварных предметов, выполненных в технике “тромплей” trompe l’oeil.

Рекомендую почитать популярные разделы:

Фарфор Кузнецова – клейма фарфоровых заводов Кузнецова. Масленки.,

Как отличить деколь от ручной росписи

Как отличить фарфор от фаянса

Фарфоровая пластика 20-х. Кузнецов и Данько. Агитационный фарфор

Советский фарфор. Фарфоровые клейма и каталог Гжель, ЛФЗ, Корниловых, ИФЗ и др.

Ф. Емельяновъ и Скачковъ въ Морье. Фарфоровый завод Ф. Емельянова – клейма, марки, каталог. Фаянс Поскочина.

Дулевский фарфоровый завод – клейма, марки и монограммы художников Дулево – каталог

Запись опубликована в рубрике Что такое настоящий Антиквариат? с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha