Серебрение. Плакирование серебра. FRAGET (Фраже) E.P.N.S. ALPACCA

Серебрение.

Ох как часто начинающий инвестор напарывается на покупку предмета, позиционируемого как массив серебра, а на деле это оказывается обычным посеребренным металлом. И как обманчивы клейма, частенько стоит всеми любимая «84», внезапно затмевающая разум, в голове уже крутятся трехзначные цифры за грамм… а в итоге на руках – «бланк металл» ( blanc metal ) с легеньким, при регулярном использовании за месяц «съедаемым», тоненьким слоем серебра.

Блюдо с крышкой, глубокое серебрение, Англия кон 19 - нач 20 века
Блюдо с крышкой, глубокое серебрение, Англия кон 19 – нач 20 века

В данном случае, эти самые цифры 90, 100, 120, 150, а есть также 13, 20, 40, 60, 80 и конечно 84 – означают, сколько грамм чистого серебра было затрачено при легировании (гальванопокрытии серебром) 12 столовых ложек и 12 вилок. Этот штемпель стал ставиться приблизительно с 1850 г. Это соответствует 24 кв.дм. Если говорить о чайнике, то вот так и считать – 90 грамм чистого серебра на 24 кв.дм. площади.

Числовые клейма на посеребренных предметах.

Производство посеребренных столовых приборов на индустриальном уровне началось в Германии в середине 19-ого столетия. Два фактора ограничивали производство:
1. Доступ к электроэнергии был очень ограничен в то время.
2. Электрический ток был довольно слаб по сравнению с нашим временем.

После некоторого экспериментирования исследователи обнаружили, что наилучшие результаты достигаются, когда они использовали маленькую гальваническую ванну, помещая одну дюжину столовых ложек и одну дюжину столовых вилок в нее и используя 90 граммов чистого серебра и затем осаждали серебро, пока серебряные аноды не были израсходованы, и серебро твердо обосновалось на столовом приборе. Это занимало много времени, и в начале делало готовые предметы довольно дорогими. Инженеры обнаружили, что на 12 ложках оседает немного больше серебра, чем половина используемых 90 грамм (поскольку у них поверхность больше, чем у вилки), немного меньше чем половина была осаждена на этих 12 вилках. При использовании большой ванны потребовался бы намного более длительный процесс металлизации, который сделал бы процесс еще более дорогим. Использование больше чем 12 + 12 предметов в ванне привело бы к :
1. Предметы, самые близкие к серебряным анодам, получили бы намного более толстую металлизацию.
2. Части, самые дальние от анодов, получили бы очень тонкую металлизацию.
Таким образом, толщина серебряного слоя отличалась бы значительно.

Использование 12 + 12 предметов, как описано выше, и 90 граммов чистого серебра стало стандартом в Германии. Процесс был зарегистрирован и эти “90″ стали выбиваться на предметах. Если компании хотели произвести более дешевый столовый прибор, они использовали меньше серебра, 60 граммов, 40 граммов или даже 20 граммов, которые делали металлизацию очень тонкой. Некоторые использовали больше, 100 или 150 граммов. На предметах наносилось соответственно “60″, “40″, “20″, “100″ и т.д.

Процесс металлизации был приспособлен к другим предметам столовых приборов: ручки ножей, маленькие ложки и т.д., так, чтобы серебряный слой на них был столь же толстым как на столовых ложках и столовых вилках. Поскольку тот же самый стандартный процесс использовался, они все были отмечены клеймом “90″. Новые методы позволяли покрыть больше предметов серебряным слоем в больших ваннах в более короткое время, используя большие серебряные аноды. Однако толщина металлизации оставалась той же самой, таким образом, клеймо оставалось тем же самым.

Когда покрытые серебром столовые приборы стал более доступны, многочисленные покупатели стали задаваться вопросом: сколько же чистого серебра их столовый прибор фактически содержит? Изготовители поняли, что могут использовать ответ в качестве метода, чтобы способствовать продажам и начали штамповать еще одну марку, которая примерно отражала фактический вес граммах серебра, которое покрыло предмет. К сожалению, они использовали две различных системы:
1. Предметы, которые обычно изготавливаются в дюжинах (столовые вилки-ложки – ножи, кофейные ложки и т.д.) клеймятся весом серебра, используемого для того, чтобы покрыть дюжину частей серебряным слоем. Таким образом, столовые вилки и столовые ложки были отмечены вторым клеймом “45″, мелкие предметы были отмечены более низким числом (например, “35″), поскольку меньше серебра было необходимо, чтобы обеспечить им ту же самую толщину металлизации.
2. Предметы, которые обычно приобретались отдельно или в парах были отмечены клеймом с весом серебра на единичном предмете.

Примеры:
Если у Вас есть столовая ложка , маркированная “90″, и “45″ это означает: стандартный процесс как описано выше использовался на одной ложке примерно 1/12 от 45 граммов
(приблизительно 3,75 грамма) чистого серебра были нанесены. Если у Вас есть сахарный совочек, отмеченный “90″ и “2″ это значит: снова стандартный процесс использовался, 2 грамма чистого серебра использовались, чтобы покрыть предмет. Если у Вас есть пара приборов для салата, каждая часть отметила “90″, и “4″ это означает: снова стандартный процесс использовался на каждой части, 4 грамма чистого серебра использовались.

Эта немецкая система маркировки серебрения была принята другими европейскими странами.

Плакирование серебра ( “sterling weighted”).

Встречается порой еще один вид “почти серебра”. Это не цельнолитое серебро, но и не серебрение, предметы покрыты тонкими листами серебра.

Внутрь подставок, оснований, ножек предметов, изготовленных различными методами из тонкого серебра и, как правило, не широких в основании, очень часто заливались свинец, олово, баббит, другие сплавы и даже обычная канифоль, как для большей устойчивости, так и для предохранения их от деформации(вмятин). Изготовитель вынужден был клеймить такие предметы специальными надписями, чтобы не ввести в заблуждение покупателя, ведь массовая доля серебра была ничтожно ниже в сравнении с массой “утяжелителя”.

Такого плана изделия, действительно могут быть изготовлены из тонкостенного серебра (тонкостенное литье, к примеру, не массивное). Но существовало еще и плакирование (плакирование (фр. plaquer — накладывать, покрывать), термомеханическое покрытие получаемое путем нанесения на поверхность металлических листов, проволоки, труб путем горячей прокатки слоя др. металла). Методом плакирования листы меди соединяли с листами серебра, а затем из полученного двухслойного листа штамповали створки медальонов, портсигаров, шкатулок и т.п., притом с внешней стороны располагалось серебро, а с внутренней медь.

Фраже FRAGET (1824 – 1939).

Известная Варшавская фабрика по производству изделий из плакированного серебра и мельхиора. Наряду с основной продукцией выпускала и серебряные изделия. Поставщик Двора Его Императорского Величества (сокращенно ЕИВ) фирма была основана в 1824 году братьями Альфонсом и Иосифом Фраже, и первоначально называлась “Братья Фраже”. В 1827 году Альфонс Фраже (Alfons Fraget) вышел из дела и фабрика перешла в полное владение Иосифа Фраже (Josipf Fraget, 25 мая 1787 – 1867 годы жизни). С этого же времени она стала называться “Фраже”. После смерти Иосифа Фраже фабрика переходит к его сыну – Юлиан Николай открывает сеть отделений и магазинов в Санкт-Петербурге, Бердичеве, Харькове, Вильно, Киеве, Тифлисе, Житомире, Гродно, Одессе и конечно Москве. После смерти Юлиана Фраже фабрика переходит во владение его дочери Марии. После 1919 года фирма Фраже выпускает различные изделия из недрагоценных металлов и выполняет военные заказы в Варшаве.
Инициалы на клейме: FRAGET , FRAGET ARGENT.

Посеребренная посуда из серебра и никеля E.P.N.S. (EPNS)

Как расшифровать надпись и в чем смысл аббревиатуры EPNS которую часто можно встретить на английской посеребренной посуде и столовых приборах. В 1840 году фирмой английской фирмой Elkington из Бирмингема было изобретено электрохимическое нанесение серебра на базовый металл изделия. Первые изделия с гальванопокрытием серебром были из чистого никеля, сейчас такие раритетные предметы стали большой редкостью для коллекционеров серебра. При этом, как это часто случается на предметы стали наносить псевдо клейма. В 1896 году нанесение псевдо клейм для гальванопокрытия серебром стало незаконным и все подобные предметы указали клеймить EPNS, что обозначало ElectroPlated Nickel Silver или никель покрытый серебром методом гальванопокрытия. Но так как не было законодательной базы которая бы указывала на порядок клеймения данных продуктов, то до сих пор остается затруднительным определить их год выпуска. Но все же некоторые фирмы такие как Elkington & Co сами ставили дату на своих изделиях, что несомненно большой плюс для коллекционеров. Дату выпуска изделий порой можно определить по каталогам или стилю того или иного изделия EPNS. В последствии, в основном в современной Индии зачастую изделия стали производить из латуни и других металлов, потом наносить никель, а на никель уже серебро для уменьшения стоимости продукции. Толщину покрытия серебра принято обозначать в микронах. Менее 1 микрона – очень тонкий слой, 1 микрон и более говорит о более качественном серебрении. Изделия по технологии EPNS изготавливают, ставят клеймо и в наше время.

В общем и целом, аббревиатура EPNS в сочетании с клеймом известных фирм или маркировкой города Шеффилд или Бирмингем говорит о качественном английском серебрении поверх никеля.

Добавлю еще одну из маркировок серебрения: ALPACCA , можно встретить с одной или двумя буквами alpacca/alpaca – название никелированного металла, «нового серебра», принятое в конце XIX века.
Популярные разделы:
Определение подлинности серебра бытовым способом в домашних условиях.

Как определить подделки под старинное серебро

серебряный подстаканник из серебра фарфор серебро чашка блюдце

Серебряная кофейная пара с фарфоровым вкладышем

Патинирование (чернение) серебра.

Клейма и пробы серебра.

Места клеймения изделий.

Столовое серебро.

Вставляют ли бриллианты в серебро?

Червоное золото.

Фаберже настоящий и подделки. Фальшберже.

Ломбард – золото, серебро, бриллианты, ювелирные украшения – цена.

Цены на монеты России – таблица стоимости монет.

Монеты царской России: серебряный 1 рубль 300 лет Дома Романовых.

Чистка серебра, чем и как лучше чистить серебро.

Продажа старинных ювелирных украшений.


9 комментариев: Серебрение. Плакирование серебра. FRAGET (Фраже) E.P.N.S. ALPACCA

  1. zoya говорит:

    как определить,что это? имеется в виду столовые очень красивые предметы клеймо 0228. 02303 VERIT N.B.W. и можно ли определить примерную стоимость?

  2. Иван говорит:

    Название фирме “Фраже” было дано в честь основателя Иосифа Фраже (Josef Fraget, 1797-1867), организовавшего в 1824 году (когда административный Совет Царства Польского пытался создать местную промышленность) первую в Варшаве гальваническую лабораторию: гальваническим методом наносился слой серебра или золота на посуду из неблагородных металлов.

    Спрос на изделия фабрики постоянно увеличивался, что принуждало обладателя увеличивать производство, которое в 1832 году достигло значительных для того времени размеров — 59486 карбованцев при 116 рабочих.

    Во второй половине XIX века фабрикой руководил сын Йосифа Фраже – Юлиан, который все свои знания, художественный вкус, энергию посвятил развитию предприятия. Наследники сохранили название фирмы, ее магазины и склады были открыты в крупных городах Российской империи.

    Фабрика за свои изделия получила сами высокие награды и медали на многочисленных выставках: право изображения государственного герба на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г., один grand prix, два почетных диплома, одно похвальное письмо, одна бронзовая медаль, четыре больших серебряных медали и семь больших золотых медалей, кроме этих наград и Иосиф, и Юлиан Фраже , были лично награждены. Фирма была поставщиком многих королевских дворов.
    Вскоре слово “фраже” стало нарицательным, так и в наше время называют предметы для сервировки стола, изготовленные в Польше не только на фабрике Фраже, но и на фабриках Норблина (Norblin), Плевкевича (R. Plewkiewicz), Вернера (T. Werner), братьев Хеннеберг (Bracia Henneberg), братьев Бач (Bracia Buch), и других. Недорогая посуда “под серебро”, украшенная гравировками, литыми маскаронами и гирляндами, получила большое распространение в конце XIX – начале XX века, постоянно рекламировалась и была очень популярна вплоть до 1910-х гг.

  3. uberos говорит:

    Помогите разобраться с клеймом.
    Серебряный портсигар, с позолотой внутри, Европа, примерно 1930-е годы. На створках портсигара стоит клеймо: буква О (или это цифра 0) и отдельно маленькая латинская буква s и с ней рядом стрелка острием вверх. Что это за клеймо? Какое серебро? как вам отправить фото – ipg?

  4. евгения говорит:

    Добрый день. Подскажите, есть сливочник и сахарница посеребрение. Клейма EPNS, мельница и цифра 1818.
    Состояние не очень. Имеют ли эти предметы какую то ценность?

  5. роман говорит:

    здравствуйте подскажите пожалуйста . есть две кружки E.P.N.S 12 18 .толе J2 J3 какую ценность они представляют.

  6. papadopoulos kostas говорит:

    здраиствуйте, подскажите пожалуйста, есть набор вилок с двумя маркировками первое BLANCO и A якорь F снизу на якоре слева и право 8 и 4, какую ценность они представляют.

  7. вера говорит:

    Здравствуйте! А если на кофейнике кроме epns еще звезда?

  8. Людмила говорит:

    Здравствуйте! Стопа, сильно патированная, не магнитится, имеет маркировку:
    G.A.B. alp. Пробел не случаен, сверху этих букв – квадрат, в котором крупные буквы ORIO; в свою очередь в букве О изображение, напоминающее девушку с
    поднятыми вверх руками, а в букве Р (лат.) в верхней части тонкие ленточки в переплетении. Подозреваю, что это АЛЬПАКА, откуда и когда? Спасибо.

  9. Ирина говорит:

    Здравствуйте!!!! У меня есть набор серебряных ложек больших и маленьких, вилок больших и десертных. На них написано на русском фражсеребро. Вес 1 килограмм. З сколько можно продать набор?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha