Червоное золото.

При изготовлении ювелирных изделий различного назначения к драгоценным металлам добавляют в определенных соотношениях другие металлы, которые называют легирующими, или лигатурой (легирующими могут быть как драгоценные, так и недрагоценные металлы). Таким способом металлам придают необходимые для дальнейшего использования в производстве свойства. Это может быть изменение цвета, понижение или повышение пластичности, увеличение или уменьшение твердости, изменение температуры плавления. Полученные смеси называют сплавами драгоценных металлов.

Сплавы драгоценных металлов принято различать по составу и технологическому признаку. По составу сплавы называют в зависимости от основного компонента (сплавы золота, сплавы серебра и т.д.). По технологическому признаку, или по применению, сплавы предназначаются для ручной работы, штамповки, литья, припоев и т.д.

Количество драгоценного металла в сплаве называется пробой. Проба – это минимальное содержание определенного драгоценного металла, измеренное в долях на тысячу единиц массы сплава, т.е. указывается содержание чистого драгоценного металла в граммах в 1 килограмме (1000 грамм) ювелирного сплава (Пример: золото (750) – в 1 килограмме ювелирного сплава 750 пробы содержится 750 грамм чистого золота, остальное – легирующие компоненты, например серебро, медь и т.д.). Проба присваивается каждому ювелирному сплаву.

О ювелирных сплавах золота можно сказать следующее:
В состав золотых сплавов в качестве легирующих компонентов могут входить: серебро, медь, палладий, никель, платина, кадмий и цинк. Каждый из компонентов по-своему влияет на свойства сплава.

Серебро придает золотому сплаву мягкость, ковкость, незначительно понижает температуру плавления ювелирного сплава. По мере добавления серебра цвет ювелирного сплава зеленеет, переходя в желто-зеленый; при содержании серебра более 30% цвет становится желто-белым и бледнеет по мере увеличения количества серебра; при содержании в сплаве 65% серебра цвет сплава становится белым (такой сплав нельзя назвать сплавом белого золота).

Медь повышает твердость золотого сплава, сохраняя его ковкость и тягучесть. Сплав приобретает красноватые оттенки, усиливающиеся по мере повышения процентного содержания меди; при содержании 14,6 % меди сплав становится ярко-красным. Однако медь понижает антикоррозийные свойства сплава.

Палладий повышает температуру плавления золотого сплава и резко изменяет его цвет – при содержании в сплаве 10 % палладия слиток окрашивается в белый цвет. Пластичность и ковкость сплава сохраняются.

Никель изменяет цвет сплава в бледно-желтый, повышает твердость. Содержание никеля повышает литейные качества ювелирного сплава.

Платина окрашивает золотой сплав в белый цвет интенсивнее палладия. Желтизна теряется уже при содержании 8,4 % платины в сплаве. Резко повышается температура плавления сплава. При повышении содержания платины до 20 % увеличивается упругость сплава.

Хотелось бы отметить что никель, палладий и платина, каждый по отдельности, являются самостоятельными легирующими компонентами которые окрашивают золото в белый цвет.

Кадмий в составе сплава резко понижает температуру плавления, но сохраняет ковкость и пластичность сплава.

Цинк понижает температуру плавления сплава и повышает его текучесть. При большом содержании цинка сплав становиться хрупким.

Участие каждого компонента в золотом сплаве определяется в зависимости от свойств, которыми должен обладать сплав.
Так, серебро и медь дают возможность создавать сплавы от бледно-желтого до красного через зеленоватые или красноватые тона; сохранить мягкость, пластичность, ковкость и среднюю температуру плавления сплава.
Палладий и платина позволяют получить золотые сплавы белого цвета с более высокой температурой плавления и очень высокими антикоррозионными свойствами.
Никель позволяет получить более дешевый ювелирный сплав золота белого цвета, но за счет более высокого содержания меди, сплав обладает низкими антикороззионными свойствами (желтеет со временем).
Кадмий и цинк дают возможность получить золотые сплавы с довольно низкой температурой плавления, а следовательно, использовать полученные сплавы в качестве припоев.

Отдельно хочу обратить внимание что термин “червонное золото” можно применить только к ювелирным изделиям, изготовленным из монетарного золота, т.е. из червонца. Такая практика была распространена в дореволюционное время (19 век – начало 20 века), когда человек приходил к ювелиру и просил изготовить ювелирное изделие под заказ, в качестве материала использовалась золотая монета (в то время монеты из драгоценных металлов имели свободное хождение и были вполне доступны). Монетарный сплав золота имел пробу (900 или 916) отличную от общепринятых проб ювелирных сплавов, по этой причине изделия изготовленные из данного материала как правило не клеймились.
Данный термин вошел в обиход еще по той причине, что монетарное золото имело и имеет по определению высокое качество очистки (в сплаве присутствует минимальное количество вредных для сплава примесей). С учетом этого данный термин со временем стал применяться при описании конкретных свойств и характеристик ювелирных сплавов золота (хотя в некоторых случаях такой термин может ввести в заблуждение). Т.е. когда говорят про изделие, что оно изготовлено из “червонного золота”, имеется ввиду не монетарный металл, а высокое качество ювелирного сплава.


9 комментариев: Червоное золото.

  1. илья говорит:

    если расплавить золото.от него отделятся все примеси(медь и другие металлы)?

  2. Жанна говорит:

    Продаются ли у Вас монеты из червонного золота. Качество прорисовки не важно, нужно само золото. Хочу сделать в последствии из него кольцо.

  3. admin говорит:

    Монета из червоного золота – это червонец пробой золота 900-916 из которого была практика заказывать ювелирные изделия. Я не продаю такие монеты, тем более на переплавку.

  4. Юлия говорит:

    Ответ для Ильи.
    При плавлении золота примеси НЕ отделяются .

  5. admin говорит:

    Юлия, я бы так не утверждала. Существует очистительная плавка, плавка с участием флюсов, т. е. селитры, поташа и буры, которые изменяют состав примесей.

  6. Денис говорит:

    помогите определить автора клейма на золотом кольце по фото

  7. Алексей говорит:

    Подскажите пожалуйста в какой период времения французские ювелирные изделия 750 пробы клеймились Головой орла и Головой носорога

  8. admin говорит:

    С начала 20 века и до наших дней, более подробно можно почитать тут http://www.antik-invest.ru/blog/?page_id=936

  9. eduard говорит:

    До революции и сразу после русское красное золото помимо традиционных меди и серебра содержало еще какой-то металл (может сурьму), было темнее современного красного, смотрелось гораздо серьёзней, лучше сочеталось с белым палладиевым. Есть какая-либо информация на эту тему?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha