ЗИК фаянс Конаково – конаковский фаянсовый завод – фото клейм, каталог статуэток, марки и подписи скульпторов и художников.

Всем нам с детства известно клеймо в виде елочки (елочка, ветка елки) – клеймо Конаково. В 1918 году Тверская фабрика “Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова”, находившаяся в селе Кузнецово, была национализирована.

статуэтка котята Конаково каталог клейм конаковский фаянсовый завод

статуэтка "Котята" Конаково, каталог клейм, конаковский фаянсовый завод

Производство постепенно нормализуется только к 1923 году. В 1924 году предприятие получает название “Тверская фарфорово-фаянсовая фабрика имени М.И.Калинина в Кузнецове”, затем (с 1931 года) – “Конаковская фаянсовая фабрика имени М.И.Калинина в Калининской области”, а в последствии (с 1937 года) – “Конаковский фаянсовый завод имени М.И Калинина”.
Во время Великой Отечественной войны (1941 – 1945 годы) завод выпускал санитарный фаянс и простейшую посуду для госпиталей. Ниже в комментариях вы прочитаете, что называется из первых уст, рассказ о том как работал завод в военное время, со всеми подробностями (огромное человеческое спасибо за этот рассказ Серебряковой Н, согласившейся поделиться с нами деталями жизни своих родных) . Предприятие работает и в наши дни.

масленка кузнецов клейма кузнецова

Масленка (шкатулка, сахарница) "Капуста", фаянс

Ассортимент и облик продукции предприятия Конаково в 1920-х годах оставались кузнецовскими. Продолжают выпускаться масленки “капуста” и “орехи”, салатники, корзинки и т.п. В 1929 году принимается решение прекратить изготовление фарфора и полуфаянса и сосредоточить усилия на выпуске изделий из фаянса и майолики.
Фарфор Кузнецова – клейма фарфоровых заводов Кузнецова. Масленки
Во второй половине 20-х годов на заводе Конаковоском намечаются изменения, связанные с появлением художников И.Г. Фрих-Хара, И.С. Ефимова (выполнял в материале на фабрике свои произведения). Однако работы этих замечательных мастеров в деятельности предприятия оставались единичными образцами и практически не меняли ассортимент. В 1930 году на завод приходит выпускница Вхутеина С.Прессман. За три года работы она выполняет ряд запоминающихся работ советской тематики: скульптура “Первое радио” и “Ликбез”, декоративное блюдо “Пляска”.
В 1934 году на Конаковском заводе организуется художественная лаборатория во главе с И.Г Фрих-Харом. В работе лаборатории участвуют сложившиеся художники: В.А. Фаворский (выполняет несколько рисунков для декоративных тарелок и мисок), анималист И.С. Ефимов (исполняет несколько больших декоративных блюд), С.Д. Лебедева (делает фруктовницы, а так же чайный прибор для Средней Азии), И.М. Чайков (создает несколько кувшинов), М.П. Холодная (создает большое количество образцов фаянсовой и майоликовой посуды) и другие известные мастера.
Из скульптурных произведений выделяют работы И.Г Фрих-Хара, И.М. Чайкова, М.П. Холодной, П.М. Кожина (создает на Конаковском заводе анималистическую скульптуру для массового производства “Тетерв”, “Ласка” и др.).
Конаковский фаянсовый завод на всемирной выставке в Париже в 1937 году завоевывает высшую награду – Гран При, а художники И.С. Ефимов, И.Г. Фрих-Хар, П.М. Кожин получают за скульптурные работы золотые медали, а С.Д. Лебедева – серебряную медаль за чайный набор.
Оценка стоимости – фаянсовое блюдо, фарфоровая тарелка, сервиз, посуда Кузнецова.
После окончания Великой Отечественной войны фарфорово-фаянсовому заводу Конаково для восстановления производства и создания ассортимента массовых изделий понадобилось несколько лет. В первые послевоенные годы выпускается посуда, декорированная только надглазурным способом, художники выполняют образцы для трафарета, аэрографа и печати. В ассортименте вновь присутствуют кузнецовские изделия.
Главными художниками Конаково в первое послевоенное время становятся: известный керамист Т.З. Подрябинников, а с 1947 по 1949 годы – Г.Я. Альтерман, получивший художественное образование в Париже и Берлине, он проработал до 1958 года, создавал формы и декор посуды. Его чайный сервиз “Шиповник” получил на Брюссельской выставке 1957 года серебряную медаль.
В Конаково работают художники: В.Г.Филянская (выполняет большое кол-во изделий для массового производства, столовые и кофейные, чайные сервизы, декоративные блюда, вазы, сувенирные изделия), А.И, Хихеева, И. Васильев, М. Холодная, – пришедшие на производство еще до войны.
В 1950-х годах завод освоил широкий ассортимент массовой продукции: вазы различной формы и декора, несколько столовых и кофейных сервизов, приборы для воды и молока, конфетницы, скульптуру.

Дорогие читатели моего блога, есть задумка пополнить статью фотографиями вышеперечисленных предметов. Если вам не жалко времени и тиражирования своих из частных коллекций, то с большим удовольствием выложу фото. Требования к фотографиям скульптур и сервизов и блюд: желательно на белом фоне, не с мобильного телефона, фото дна не обязательно.
Все фото клейм кликабельны – нажмите на фото клейма для увеличения.

ГОС. ТВЕРСКАЯ. ФАБ 1918-1919

Государственная ТВЕРСКАЯ. ФАБРИКА 1918-1919

Тверская Госфабрика в кузнецове Тверск г.1920-1927

Тверская Госфабрика в Кузнецове Тверск г.1920-1927

1920 -1927 клейма конаковского фаянса

1920 -1927 клейма и марки конаковского фаянса

Тверская фабрика ФАРФОРТРЕСТ им.т. М.И.Калинина1924-1927

Тверская фабрика ФАРФОРТРЕСТ имени товарища М.И.Калинина1924-1927

фабрика имени М.И. Калинина село Кузнецово Тверской области. г. 1927-1928

фабрика имени М.И. Калинина с. Кузнецово Тверской области. г. 1927-1928

фабрика имени М.И. Калинина село Кузнецово Тверской области. г. 1928-1929

фабрика имени М.И. Калинина село Кузнецово Тверской губернии 1927-1928

Тверск. Фабр. им. М.И.Калинина 1929-1932

Тверская Фабрика им. М.И.Калинина 1929-1932

Р Т Ф 1932-1934

Р Т Ф Н.К. М.И. Калинина П.П.1932-1934

НКМП РСФСР в Конакове 1934-1940

Н.К.М.П. РСФСР в Конакове им. Калинина 1934-1940

Главфар орфаянс 1941-1946 нкмп им Калинина

Главфар орфаянс 1941-1946 нкмп РСФРС з-д им. Калинина Конаково

Главфарфорфаянс 1946 начало 1950-х

Главфарфорфаянс 1946 начало 1950-х годов ф-ка им. Калинина Конаково

Главфарфорфаянс ММП РСФСР 1946- нач 1950-ых

Главфарфорфаянс ММП РСФСР 1946- начало 1950-ых им. Калинина Конаково

Главфарфорфаянс ММП РСФСР 1946- начало 1950-ых им. Калинина Конаково

Главфарфорфаянс ММП РСФСР 1946- начало 1950-ых им. Калинина Конаково

ЗиК Конаково 1952-1959

ЗиК Конаково 1952-1959

ЗиК Конаково 1960-1962

ЗиК Конаково 1960-1962

ЗиК Конаково с 1974

ЗиК Конаково с 1974

ЗиК Конаково 1962-1974

ЗиК Конаково 1962-1974

Подписи художников, в то или иное время участвовавших в становлении Конаково, скульпторы и мастера, ставшие визитными карточками конаковского фаянса.

Альтерман Григорий Яковлевич

Альтерман Григорий Яковлевич

Гаврилов Николай Сергеевич

Гаврилов Николай Сергеевич

Гуревич Елена Михайловна

Гуревич Елена Михайловна

Белова Ольга Георгиевна

Белова Ольга Георгиевна

Вебер Генрих Генрихович

Вебер Генрих Генрихович

Гагнидце Отари Павлович

Гагнидце Отари Павлович

Ефимов Иван Семенович

Ефимов Иван Семенович

Беляков Вячеслав Иванович

Беляков Вячеслав Иванович

Беляков Геннадий Иванович

Беляков Геннадий Иванович

Беляков Евгений Иванович

Беляков Евгений Иванович

Васильев Иван Васильевич

Васильев Иван Васильевич

Клювганг Дина Эммануиловна

Клювганг Дина Эммануиловна

Кожин Павел Михайлович

Кожин Павел Михайлович

Коковихин Николай Алексеевич

Коковихин Николай Алексеевич

Крохина Фаина Николаевна

Крохина Фаина Николаевна

Литвиненко Надежда Аксиньевна

Литвиненко Надежда Аксиньевна

Малышева Ольга Владимировна

Малышева Ольга Владимировна

Подрябинников Трифон Захарович

Подрябинников Трифон Захарович

Прессман Софья Борисовна

Прессман Софья Борисовна

Прокопенко Владимир Николаевич

Прокопенко Владимир Николаевич

Прокопенко Владимир Николаевич

Прокопенко Владимир Николаевич

Садиков Глеб Борисович

Садиков Глеб Борисович

Семенов Василий Васильевич

Семенов Василий Васильевич

Сергеев Владимир Александрович

Сергеев Владимир Александрович

Солодков Лев Степанович

Солодков Лев Степанович

Шинкаренко Валерия Петровна

Шинкаренко Валерия Петровна

Шубинская Галина Сергеевна

Шубинская Галина Сергеевна

Филянская Вера Григорьевна

Филянская Вера Григорьевна

Холодная Мария Петровна

Холодная Мария Петровна

Рекомендую почитать:

  • Фарфор Кузнецова – клейма фарфоровых заводов Кузнецова. Масленки NEW
  • Как отличить деколь от ручной росписи?
  • Как отличить фарфор от фаянса
  • Статуэтки Старая Гжель – клейма – новые тренды сезона!

  • 6 комментариев: ЗИК фаянс Конаково – конаковский фаянсовый завод – фото клейм, каталог статуэток, марки и подписи скульпторов и художников.

    1. Серебрякова говорит:

      Спасибо за статью.Пишите о работе завода в период ВОВ.НО нигде не пишут о том, что был приказ об уничтожении завода в случае опасного приближения противника к городу.Дед жил на заводе с другом.З-д был заминирован.Не взорвал,т.к.военные присутствовали только на территории тылового госпиталя (ДК) и военкомата.Немец “во мхи” не пошёл.Дед был племянником царского генерала(г.Рига).Бежал,крупно поссорившись.Член КПСС с 1916г.Владел 3 языками (немецким,латышским,русским),бывший райкомовский работник.После отступления фашиста завод смог работать только благодаря моему деду. Партработники,не дочитав приказ о взрыве завода,обвинили деда в несогласованности действий.Позже разобрались.Дед чуть не умер ещё в период ВОВ (оставляли для подпольной работы),не воевал по возрасту, он 1887 года рождения.Крестьяне спасли: приехали,буквально, погрузили его в телегу и повезли восстанавливать кузнечное дело.Руководил лёжа.Умер в 1955году.Прадеда пригласили в середине 19 века из Гжеля.Он был весьма состоятелен и менял каждую неделю пиджак,как было принято. Женился на местной,родилась моя бабушка.Позже,как известно, гжельские мотивы не повторяли.Бабушка работала в живописном цехе.Это не высокохудожественная посуда,но тоже расписные тарелки, вазочки, пепельницы.До революции использовалась глина из Беларуссии.
      Грубая посуда для столовых стала выпускаться благодаря установке “мельницы”:горы бракованной продукции стали перемалывать, доставленными по заказу директора, огромными жерновами и изготавливать третьесортную посуду для столовых страны.
      После ВОВ долго не работали прессы.Посуду, буквально, лепили вручную.У нас хранилась не слишком изящная,но очень милая фруктовница (отверстия и тогда пробивали деревянными стамесочками вручную),оставила соседке, та обещала сохранить.У них пропала.Увидела в комиссионном и выкупила “за дёшево”.Форма столовых тарелок тоже была очень необычна:мисочно-обтекаемая.Белоснежные, с золотой каймой “подсолнушки” (сервизы) были очень”послевоенные”.
      Сейчас областное руководство мне сообщило,что “завод частный”, государство не вмешивается в его дела, что он уже банкрот,его не спасти и его историческим прошлым некому заниматься.Крупнее его и знаменитее не было в России ни при царе,ни при Советах. Зря,как видно,люди мёрзли в неотапливаемых цехах,сохраняли историческое прошлое.У бабушки от свинца (краски перемешивали вручную) и холода (например,вода ледяная) “свело” пальцы рук и ног, было разбито колено и не сгибалось,но она доработала до пенсии и даже выкупила домик в дельте рек Волги и Донховки (Ход-на-Дон).Это то,что называли ул.Жилкооп, т.е. первые жилищные кооперативы трудящихся.Не сохранилась могила дедушки,хотя, при захоронении бабушки, мы её восстановили.Погребальные процессии были как средние демонстрациии на трёх проводах этой семьи Лепиных (рано умер и дядя).Фамилия деда не подлинная,была с латышским окончанием.Сестра бабушки – единственная учительница начальных классов с 40-летним стажем.В 30-е годы многие родственники были с высшим образованием.Кто их помнит?Мать – поздний ребёнок от второго брака.Сколько детишек уехали, во время войны ещё, и не вернулись обратно…Замуж вышла за лениградца (участник ВОВ,блокадник).

    2. Серебрякова Н. говорит:

      Есть исторические расхождения: завод с 41 года до отхода войск от Москвы был заминирован.Деду (в 16г. уехал из Риги) было поручено взорвать его при приближении противника. Немец “во мхи не пошёл”.Завод сохранили.В городе был только тыловой госпиталь. Поезда не ходили.Цеха холодные.Краски (свинец)перемешивали вручную.Для отопления женщины вылавливали брёвна из Волги, стоя в воде.Дед восстановливал кузнечное дело, буквально, лёжа на телеге. Бабушка едва могла ходить.Работала в живописном цехе.Посуду лепили вручную,используя деревянные стамесочки. В 50-е и 60-е уже начали работать прессы.Столовые сервизы,белоснежные,с золотой каймой, необычайно приятной,обтекаемо-мисочной формы,напоминающие подсолнушки, были очень мирными. Оригинальные, “курчавые”, кофейные, быстро уходили с прилавков магазинов. “Море” статуэток, тоже очень мирных, позитивных,как сейчас говорят. По заказу директора, из Москвы доставили “огромные жернова” и горы бракованной продукции стали дешёвыми тарелками во всех столовых страны. ЗиК – крупное промышленное производство страны и статуэтки значительная,но не основная продукция.
      Пора создать просто музейный комплекс.Забавно,но прадед был приглашён из Гжеля мастером (середина 19 века).Позже гжельские мотивы не стали использовать.ЛФЗ проводит экскурсии по мастерским-цехам (1 т.р.).Маленькая печь,маленькие формы.Ручная работа.Здесь же сохранить пару цехов и башню.Рекламировать в турагенствах.Продать акции,например. ЛФЗ скупает обратно свои и хорошо живёт. Может быть получится и здесь?

    3. admin говорит:

      Серебрякова Н., Спасибо Вам огромное за душевный порыв и рассказ!
      Я очень надеюсь что у Конаковского завода все еще впереди и он еще порадует нас чудесной продукцией! Возможно вы правы, акции и активная реклама помогут, но главное конечно же люди, те в чьих руках и силах создание!

    4. Игорь говорит:

      Огромное спасибо за ценное свидетельствование и рассказ госпоже Н.Серебряковой !
      Потрясающей красоты Конаковские изделия из фарфора. Изящная роспись, тонкая и глубокая. Нежная гамма красок и непередаваемый русский стиль!
      Благодарность создателя сайта!
      С глубоким уважением.
      Самсонов Игорь.

    5. Левин Игорь говорит:

      В нашей семье есть неполный сервиз с зеленым клеймом ЗиК, 52 – 59гг, мама говорила, что купила его в Воркуте. И однажды его показали в какой – то передаче по ТВ, сообщили, что этот сервиз был очень быстро снят с производства, выпустили порядка пяти сервизов. Он бесхитростный, но такой уютный – цвета черного кофе, а внутри – кофе с молоком.

    6. Наталия Яковлева говорит:

      У нас в семье много предметов Конаковского фаянса. Особенно мы любим: кувшин в форме чудо-рыбы, наборы для меда, салатники и просто божественный
      набор для торта( он весь ажурный и чисто белый в нем 8 десертных тарелок и блюдо для торта ). Еще у нас целый стеклянный шкаф с фигурами( животных и людей ). Много поколений моя семья жила в Москве. Сейчас переехали в Петербург и увезли все с собой.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *


    *

    Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

    Перед отправкой формы:
    Human test by Not Captcha