Черный и белый кружевной веер кон. XIX – нач. XX веков

Дорогие мои читатели! хочется поделиться с вами информацией, которую по крохам собирала из разных книг и каталогов. Сегодня речь пойдет о старинных, да что там старинных, настоящих антикварных веерах, чей экран выполнен из кружева.

Веер “Вечерний парадный” Франция, 1890-ые годы

Нарядный веер, предназначенный для торжественных случаев, складной с оправой из черепахи или ранних пластиков, имитирующих черепаху. Несущие пластины гладкие и узкие, в верхней части завершены прямым срезом, при раскрытии веера между пластинами образуются просветы. Крайние пластины оправы утолщенные по сравнению с несущими. Правая гарда украшена великолепным высокорельефным резным изображением амура. Пластины соединены у основания штифтом с черепаховыми (?) кнопками. Дужка гладкая черепаховая (?) с шелковой кистью.

Экран веера выполнен из черного кружева шантильи и монтирован на спицы без подкладки. Такой способ называется “a la’anglaise” и был особенно популярен в конце XIX века, позволяя усиливать рисунок кружева, подчеркивая деликатность исполнения. От плетения бабинного кружева параллельными полосками, кружево для вееров отличает именно адаптация к полукруглой изогнутой форма, при этом каждый отдельный экземпляр уникален. Нужно отметить, что применение ручной отделки гарды явно выделяет рассматриваемый веер из массовой продукции своего времени более высоким качеством исполнения. Его художественное значение определяется красотой и тщательным исполнением, высокой художественной составляющей.
где купить черный кружевной веер в москве
В середине XIX века, а если точнее, то со второй половины 1850-ых годов, с легкой руки Императрицы Евгении (жены Наполеона III) приходит мода на кружевные веера и все отчетливее наблюдается связь костюма и веера. Веера чаще заказываются к определенным нарядам, платьям или событиям. Однако в это время они еще на подкладке, что не позволяет раскрыть всю красоту рукотворного чуда, тонкость и изящность кружева приглушалась.
Возрождение ремесла ручного плетения кружев было обусловлено распространением механического способа производства кружева еще в первой половине XIX века и возросшим интересом к высококачественному старинному кружеву ручной работы, украшавшему костюм. Кружево всегда свидетельствовало о богатстве и высоком социальном положении владельца. Разумеется, и веера должны были им соответствовать. Кружевные веера были популярны на протяжении всей второй половины XIX века, к вышеуказанным причинам этого явления, можно отнести и следующую: к 80-м годам XIX века произошло одно важное изменение – в России начало распространяться электрическое освящение. Новое освящение без свечей каминов, без жара способствовало тому, что веер постепенно лишался своей главной функции – охлаждать. Именно это способствовало особой популярности нефункциональных вееров с кружевным экраном.


Самые популярные и ценные виды кружев в это время: бельгийское аласонское, шантильи, кружево – дюшес. Кружево крепили на остовах из редких сортов перламутра, пластины изготавливали из черепахового панциря; постепенно кружево вытесняет все виды отделки, за исключением цветных лент. Кружевной веер становится обязательным аксессуаром замужней дамы.

Веера большого размера из полупрозрачных тканей с отделкой кружевом и живописью были в моде в 1890-х годах. Они служили стильным дополнением тех нарядных вечерних туалетов, которые носили дамы большого света. В те годы господствовал силуэт женской одежды в виде двух равнобедренных треугольников, составленных к центру острыми углами. Меньший из них располагался сверху, но при этом был очень резко расширен за счет туго стянутой корсетом талии и особого покроя головки рукавов, получивших название “бараний окорок”. Юбка же, плотно облегавшая бедра, расширялась книзу и завершалась небольшим треном. Подобный покрой уменьшал зрительно окружность талии. Веер большого размера вторил силуэту лифа и уравновешивал общие пропорции фигуры. Следует отметить, что встречаются веера с обрамлением из кружева “брюссельская аппликация”, гипюра и point de gaze, придающие веерам этого периода особый шарм, выразительность и своеобразие.

главная страница испанского каталога старинных вееров

Похожий веер хранится в Эрмитаже (инв.ЭРТ-6635, складной перламутровый, стр.53). Среди вееров середины XVIII – XX веков в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга есть аналогичные веера российских и европейских производителей 1890-х годов (инв. V-A-175 -p, стр.112; инв. V-A-985 -p стр.94).
В королевской коллекции в Лондоне есть веер, сделанный для Queen Mary RCIN 25251 стр. 170 (черный), RCIN 25398 стр146 (перламутр).

Рекомендую почитать:
Кружево Шантильи Chantilly, фата вуаль из кружева, история.
Веера из перьев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha