О простодушии, яйцах и поклонении старинным вещам.
Посещение, пусть и вынужденное, Российской государственной библиотеки или как привычнее Библиотеки имени Ленина, Ленинской или просто Ленинки, всегда оставляет какой-то странный след, по крайней мере на сутки точно. Не то чтобы для меня эти походы экстраординарны (в эпоху-то интернета!), но каждый раз, пролистав за 2-3 часа тонну книг в особой атмосфере, я подгружаюсь затерянными знаниями, когда-то давно щедро розданными и мало кем собранными и переработанными нынче.
Так вот, с очередным приобретением, а именно я прикупила скромнейшего вида маленькое, но однозначно старинное, фарфоровое яйцо, мне захотелось вновь копнуть эту тему.
На мой взгляд самая информативная и приближенная к действительности книга по теме старинных пасхальных яиц из фарфора оказалась эта:
Пасхальные яйца из стекла и фарфора XIX-XXI веков в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга [Текст] : альбом-каталог / Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Государственный музей истории Санкт-Петербурга ; [авт.-сост. С. Ю. Смирнова] Санкт-Петербург : ГМИ СПб, 2013
На всякий случай, чтобы вам не терять время и не копаться в картотеке, пишу сразу с номером хранения 112/4.84 и 112/4.83 (искать на 4 этаже).
В данном случае я не рекламирую это издание, а лишь сравниваю его с другими (о них ниже) в ракурсе насколько это полезно знать антиквару, коллекционеру или просто любителю прекрасного наших дней. Акцент на время не случаен, т.к. там фарфоровые яйца среднего сегмента (нет ну не только! конечно есть и шикарные!), но в общем и целом представленные экспонаты из собрания музея еще можно встретить на рынке, на блошином рынке даже, на торгах интернет площадок и досок объявлений. Т.е. то, что вы можете подержать в руках и купить, причем за реальные деньги со скромным бюджетом.
Два других издания отличные, информативные, детальные, красочные, изумительного качества, но там все настолько шикарное, что купить такие редкие фарфоровые пасхальные яйца очень сложно, а если и найдется, то цена будет слишком высока для коллекционера средней руки или начинающего, а в 90% таковыми и являются посетители моего ресурса.
Императорские фарфоровые пасхальные яйца : из коллекции Галины Ойстрах и Александра Тищенко / [авт.-сост. М. Бубчикова] Москва : Пинакотека, 2008 код 88/4.113
и замечательный каталог Russian imperial porcelain Easter eggs – Русские императорские фарфоровые пасхальные яйца catalogue Tamara Kudriavtseva Кудрявцева, Тамара Васильевна, Harold Whitbeck London : Merrell, 2001 код 115.4.258 (там же на 4 этаже).
Про подношение яиц: крашеных или фарфоровых, стеклянных, из папье-маше и др. можно почитать по ссылке Праздник Православная Пасха 2016, дата, числа, что подарить, как красить яйца.
Я же нашла еще очень интересную грань этого символического подарка. Итак в поисках аналогов и просто листая страницы я добралась до старых журналов: Декоративное искусство за 1991 год, где в №12 М. Бубчикова публикует очень трогательную статью и Мир музея (Советский музей) за 1993 год (рекламная пустышка за подписью Самецкой Э). Марианна Бубчикова (Русское простосердечное приношение // Декор. искусство. – 1991. – N 12. – С. 26 – 27: ил. Русские пасхальные яйца из фарфора) пишет, что в своей книге Константин Икономид “О начале обыкновения употреблять красные яйца во время Пасхи”, изданной в Санкт-Петербурге в 1826 году и посвященной символике пасхального яйца, ведает о земной, чисто человеческой сущности обряда, называя яйцо “простосердечным приношением”, объясняя, что, хотя с культовой точки зрения обряд этот и маловажен, он “показывает христианское простосердечие и служит знаком всеобщей христианской радости”. Как это по-нашему, как это по-русски.
По правде сказать, было забавно окунуться в чтение этих номеров, благо в подшивке их было много. Прекрасно помню как в 1991 – 1993 годах население поделилось на 4 части: всемогущие у кормушек; отчаянно рвущиеся из нищеты; растерявшаяся интеллигенция и люди-Х (которые так и не поняли, что происходило в это время). Но, оказывается были еще и старой закалки арт-диллеры, были даже аукционы антиквариата, рынок перетекания культурного наследия не тормозил, а наоборот, разгонялся и набирал обороты. Из журнала за 1991 год: “…сейчас, в пору экономического кризиса, ….” и далее все как теперь: и про страдальца-рубля, и про нахально растущие доллары, и про внезапно обострившийся спрос на искусство, при чем любого уровня от копеечного до звездного… Ан нет, не все как сейчас. Сейчас продажи дешевого старья бьют рекорды, подменяя понятие “настоящий Антиквариат” и смывая границу. А неразборчивый новоявленный покупатель приоритеты расставляет по принципу “мне бы что-нибудь за копеечку”, совершенно не заботясь ни о качестве, ни об аутентичности вещей. В мир антиквариата пришли домохозяйки, а мы знаем чем этот приход оборачивается для рынка.
Все в том же милом журнале я нашла как классифицировалась старинная вещь в современном (на момент 1991 года) мире.
Старинная вещь в современном мире:
Для одних – наследие предков, воспоминание о красоте и гармонии былого существования.
Для других – возможность укрыться от тревог и стрессов современности, обрести ощущение стабильности бытия.
Для третьих – поклонение “богу времени”, игра с раритетами, театрализация быта.
И для всех – личная причастность к истории культуры, прикосновение к высоким эстетическим ценностям.
Мне понравилась “театрализация быта”… чем злее экономическая и ментальная атмосфера вокруг, тем крепче хочется спрятаться в свою ракушку, убежать от внешнего и реального – в свое и надуманное, обставленное кусочками “вчера”, штрихами детства, иллюзиями книг, теплом чужих предметов.
А мне не холодно! И я продолжаю вас от лирического вести к практическому.
Яйцо пасхальное подвесное с изображением вертикальных цветочных гирлянд.
Частные русские фарфоровые заводы
фарфор, крытье надглазурное, роспись надглазурная
Период создания вторая половина XIX века
Размеры 5,3 х 7,4
А дальше я попыталась выискать источники образования вертикальных гирлянд на яйцах и вот что нашла. Наталья Александровна Богданова-Березовская “Роспись пасхальных и сувенирных яиц” С.-Петербург “Образование” 1997
Стр.11
Пасха по православной традиции значит “переведение” от небытия к бытию, от ада – на небо, от смерти и тления – к бессмертию. Это настроение просветленного лада может стать внутренним мотивом изображения”
Стр13
“Стоит вполне определенная композиционная проблема: как нанести живописное изображение на поверхность овального предмета, чтобы пластически не разрушить форму.
Одно из основных условий выполнения – это соблюдение принципа тектоничности, то есть такого построения живописного изображения, когда зрительно выражена конструкция.
Можно выделить, исходя из сложившейся данной традиции, несколько основных схем орнаментального декора: 1) боковая, 2) меридианная 3) поясно-полюсная 4) сетчатая 5) свободная
Стр 14
В меридианной схеме орнаментальные мотивы, на ранних этапах геометрические, впоследствии – растительные, располагались по вертикальным осям пасхального подарка.
Что собственно мы и видим на маленьком яичке тут представленном. Это тот редкий случай, когда стоимость (не цена) предмета совершенно не связана ни с его художественной составляющей, ни с как таковой антикварностью. Яйцо было найдено в подвале дома в нескольких метрах от храма, где меня крестили. Это странное обстоятельство и незапланированная покупка и привели меня в читальный зал Библиотеки им. Ленина.
Возвращаясь к перелопаченной информации. Вечером того же дня я случайно нахожу в продаже другое фарфоровое яйцо, которое абсолютно собратно тем, что я видела и у Галины Ойстрах и в собрании Санкт-Петербургского музея и в каталоге Кудрявцевой “Русские императорские фарфоровые пасхальные яйца”. И вот оно перед вами, внимательнейшим образом изученное Екатериной Хмельницкой и тщательнейшим образом описанное в экспертном заключении.
Императорские фарфоровые пасхальные яйца
пасхальное яйцо с изображением
Святой Равноапостольной царицы Елены
Россия, Санкт- Петербург
Императорский фарфоровый завод
1850-е гг.
7,35 х 5,65 см
Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка
Разумеется, что я не буду тут публиковать все 7 страниц экспертизы, а лишь ключевые моменты покажу. “Атрибуционными признаками произведения, представленного на экспертизу, является так же цвет «белья», характерный для данного времени. Характерна также цветовая гамма и манера нанесения росписи и цированного декора – по своей интенсивной цветовой насыщенности и композиционному построению пасхальное яйцо с изображением Святой Елены совпадает с аналогичными произведениями Императорского фарфорового завода рассматриваемого времени.”
“Очевидно, на пасхальном яйце изображен сюжет «Воздвижение Животворящего Креста», связанный с одним из двунадесятых праздников: Византийский император Константин решил построить в Палестине храм для христиан и найти Крест, на котором был распят Господь. Крест нашла его мать царица Елена. На месте найденной святыни в Иерусалиме был построен храм Воскресения Христова. Этот сюжет нашел широкое распространение в живописи и на произведениях декоративно-прикладного искусства. Так, в частности, в собрании Государственного Русского музея в С.-Петербурге хранится Образ из иконостаса Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в Петербурге «Святой равноапостольный царь Константин и Святая царица Елена», кисти Н. А. Майкова. Стилистика и композиционное построение данного произведения имеет много общего с росписью пасхального яйца с изображением царицы Елены, представленной на экспертизу.”
Данное пасхальное фарфоровое яйцо в продаже, вы можете его КУПИТЬ, написав мне antik-invest@mail.ru
Рекомендую почитать:
Праздник Масленица в 2016 году, дата, традиционные блины, рецепт.
Праздник Православная Пасха 2016, дата, числа, что подарить, как красить яйца