Открывается уникальная выставка в Московском Кремле! Очень-очень рекомендую посетить! Для москвичей, интересующихся историей ювелирного и камнерезного дела, просто любителей и коллекционеров Антиквариата считаю посещение подобных выставок Обязательным! Гости столицы, найдите пару часов и посмотрите Кремль, а не только ГУМ)))
Это тот шанс, когда насмотревшись (ох как жаль, что не натрогавшись!), вы зафиксируете подлинники! как они на самом деле должны выглядеть. Работы русских мастеров будут образцами и вы уже не спутаете подделки и новоделы.
Музей-заповедник «Московский Кремль» — государственное музейное учреждение, которое занимается организацией экскурсий по Московскому кремлю и следит за состоянием культурных памятников на его территории.
Репортаж с сайта телеканала “Культура”
Датой основания является 10 марта 1806 года. В современном виде учреждение образовалось в 1991 году на базе Государственных музеев Московского Кремля.
далее официальная информация с сайта Московского Кремля kreml.ru (сайт потрясающий! великолепная графика, удобная навигация, здесь я даю всего лишь маленький анонс выставки, основной материал конечно на сайте Кремля)
Сроки выставки: С 8 апреля по 24 июля 2011 г.
Место проведения: Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля
Организаторы: Музеи Московского Кремля
Выставка в Успенской звоннице Московского Кремля посвящена художественным произведениям из самоцветных камней. Здесь впервые представлены не только шедевры великого русского ювелира Карла Фаберже, но и его известных современников – Алексея Денисова-Уральского, Авенира Сумина и Ивана Брицына, поставлявших свои изделия к царскому Двору. На выставке можно увидеть работы уральских кустарей и мастеров-камнерезов Екатеринбургской, Петергофской и Колыванской гранильных фабрик. Особое внимание привлекают изделия знаменитой французской фирмы Картье, созданные под влиянием камнерезных работ русских мастеров.
Свои уникальные коллекции, помимо Музеев Московского Кремля, демонстрируют ведущие музеи Москвы, Петербурга, Иркутска, Екатеринбурга и других городов России.
Обязательно по возможности купите Каталог выставки: Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России.
Carl Faberge and Masters of Stone Сarving. Russian Gems
2011 Авт. вст. ст. и сост. Татьяна Мунтян. Науч. ред. Татьяна Мунтян, Наталия Яковлева
Text in Russian.
Compiler T. Muntyan, science editors T. Muntyan, N. Yakovleva; the edition includes summary and pictures annotations in English
Федеральное гос. учреждение культуры «Гос. историко-культур. музей-заповедник “Моск. Кремль”». – М: «КЕМ», 2011. – 352 с.: цв. ил.; 21х28 см. – 2000 экз. – ISBN 978-5-88678-216-5 (Музеи Московского Кремля)
Каталог открытой в Музеях Московского Кремля выставки «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России» включает более четырехсот произведений российских ювелиров и камнерезов XVIII–XX веков, предоставленных музеями и частными коллекционерами. Книга позволяет познакомиться с творениями мастеров разных эпох – от Иеремии Позье и Отто Кейбеля до Карла Фаберже, Алексея Денисова-Уральского и кончая Василием Коноваленко. Издание дает уникальную возможность открыть для себя богатства музейных собраний не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и Екатеринбурга, Иркутска, Нижнего Новгорода, Омска, Перми, а также Дома Cartier, сотрудничавшего в начале XX столетия с российскими фирмами. Вошедшие в каталог статьи рассказывают о творчестве Карла Фаберже, Алексея Денисова-Уральского и их современников, зачастую незнакомых широкой публике, об императорских гранильных фабриках, о камнерезных изделиях советского периода и многом другом. Издание богато иллюстрировано.
Каталог представляет интерес как для специалистов, так и для людей, интересующихся камнерезным и ювелирным искусством.
The catalogue is published to accompany the “Carl Fabergé and Masters of Stone Сarving. Russian Gems” exhibition. This exhibition is devoted to the national development of the stone cutting art and its most distinguished craftsmen: jewelers to the Russian Imperial Court, C. Faberge and A. Sumin, their contemporary, a connoisseur of gems and a poet of Ural, A. Denisov-Uralsky, as well as other eminent jewellers and stone carvers of the 18th–20th centuries from Jeremy Pauzié to Louis Cartier, whose art in the early years of the 20th century bears the influence of the Russian stone-carving school. The exhibition displays works of the Imperial Lapidary Factories of Yekateringburg, Peterhof, Kolyvan, the firm of Verfel and the Ural workshops. The last section is devoted to workmasters and artists of 1920s–1970s, who like G. Zverev and V. Konovalenko continued and revived the best artistic traditions of the past. The exhibition features more than 400 jewellery pieces made from precious and semiprecious stones and brings together the multicolored and vibrant compilation of art works from the leading museums of Moscow, St. Petersburg, Yekaterinburg, Irkutsk, Nizhny Novgorod, Omsk, as well as from the Cartier Collection (Geneva) and other private collections. Many objects will be displayed in Moscow for the first time. Some of them also appear in print for the first time.
Для тех, кто не сможет купить каталог и не посетит выставку на сайте Кремля есть виртуальный обзор с фотографиями и описанием. Не поленитесь, почитайте, посмотрите!
Обзор по экспонатам Карл Фаберже и мастера камнерезного дела Самоцветные сокровища России
Фаберже настоящий и подделки. Фальшберже.
Поставщики Двора Его ИМПЕРАТОРСКОГО Величества (Е.И.В.)”
«Карл Фаберже был не единственным выдающимся ювелиром» Интервью с заместителем гендиректора музеев Кремля по выставочной работе Зельфирой Трегуловой
материал с сайта gazeta.ru
“Музеи московского Кремля открывают выставку «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России». Рассказать об этом проекте «Парк культуры» попросил заместителя гендиректора музеев Кремля по выставочной работе Зельфиру Трегулову.
– Отчего такая затейливая формулировка в названии выставки?
– Действительно, название придумалось не сразу, потому что тема выставки довольно обширна. Мы показываем более четырехсот экспонатов, начиная с XVIII века, с эпохи Екатерины Великой, и вплоть до 1960-х годов. Но имя Карла Фаберже в заглавии – это не приманка: ровно половину выставки составляют произведения мастеров его фирмы. В проекте приняли участие многие музеи России и некоторые частные собрания, в том числе два зарубежных. Выставка получилась совершенно уникальной, она посвящена особенностям работы русских мастеров с полудрагоценными и поделочными камнями, которые иногда назывались «самоцветами». Речь о яшме, халцедоне, лазурите, нефрите, а также об аметистах, диамантинах, хризопразах. Это не камни первого класса, не рубины, изумруды или сапфиры. Но делали из самоцветов настоящие шедевры – и предметы, которые украшали большие дворцовые интерьеры, и камерные изделия, стоявшие на столах или каминных полках, и ювелирные украшения вроде камей. Мы показываем экспонаты небольшого масштаба – те, что можно поместить в витринах.
– Правда ли, что особое внимание вы уделили традициям уральских камнерезов-кустарей?
– Совершенно верно. Именно по этой причине мы пригласили к участию в выставке не только знаменитые музеи из двух столиц, но и музеи Урала, где очень много интереснейшего материала. Кое-что наверняка станет открытием для тех, кто интересуется этим искусством: около трети экспонатов на нашей выставке выставляются впервые.
– Это касается и работ фирмы Фаберже?
– В том числе. Например, некоторые экспонаты из музея Горного института в Петербурге обычно хранятся в запаснике в силу их исключительной ценности. Среди них немало произведений от Карла Фаберже, которые почти никем не видены. Но, разумеется, будут на выставке и знаменитые произведения мастеров фирмы – скажем, шесть пасхальных яиц, изготовленных по заказу императорской семьи. Одно из них, с букетом лилий из халцедона, Николай II подарил своей супруге в 1899 году. Есть еще яйцо с миниатюрной копией крейсера «Память Азова» – его дарил супруге Марии Федоровне император Александр III. Очень любопытна история незаконченного яйца, которое долгое время в разобранном виде хранилось в Минералогическом музее имени Ферсмана. Несколько лет назад наша сотрудница Татьяна Мунтян документально установила, что эти две синие сферы и хрустальное матовое «облако» представляют собой фрагменты яйца, которое готовилось в подарок цесаревичу к Пасхе 1917 года. По понятной причине оно осталось незавершенным.
– Если экспонатов от фирмы Фаберже набралось около двухсот, то наверняка пасхальными яйцами дело не ограничивается…
– Мы также показываем уникальную группу предметов, так называемых objets de fantasie. Своего рода «товарный знак» Фаберже – флоральные композиции, цветы в хрустальных вазочках с будто бы налитой в них водой. Трудно поверить, что они сделаны человеческими руками. Работы такого типа пользовались в свое время невероятной популярностью, как и фигурки животных, вырезанные из полудрагоценных камней. Причем нам хотелось не только представить эту сферу во всем многообразии, но и провести аналогии с работами Картье 1900-х годов, которые он создавал под сильным влиянием Фаберже. В экспозиции произведения обоих мастеров весьма интересно сопоставляются. А на манеру самого Карла Фаберже влияние оказали произведения уральских камнерезов, которые можно было увидеть на всероссийских кустарных выставках. Надо добавить, что мастеров для своей фирмы Фаберже набирал в той петербургской школе, где преподавали как раз носители уральских традиций резьбы по полудрагоценным камням. Фаберже многое позаимствовал в этих традициях и поднял их на другой, более утонченный и изысканный уровень. Кстати, эта тенденция в какой-то мере продолжилась и после революции. На выставке можно увидеть ряд работ, созданных ювелирами уже в советское время, назову хотя бы имя Василия Коноваленко.
– Но преобладают все же экспонаты, выполненные по придворным заказам?
– Их действительно много, однако хватает и вещей, которые делались по заказам буржуа или просто в расчете на состоятельных покупателей. Именно в таких украшениях чаще всего использовались полудрагоценные камни. Там виден иной вкус – иногда его можно даже назвать «купеческим», но мы все же старались отбирать работы, которые бы не навевали мыслей о китче. Благо, возможность выбора имелась. Состав выставки урезался порой жестко и намеренно. С другой стороны, куратор стремился показать материал в максимальном спектре. Например, нельзя не упомянуть сенсационную серию работ «Воюющие державы» Алексея Денисова-Уральского. Эти произведения, созданные в 1914–1916 годах, позднее были описаны в романе Ивана Ефремова «Лезвие бритвы». Долгое время даже специалисты считали описание фантазийным, и лишь сравнительно недавно удалось его идентифицировать с реальными предметами. В этой серии аллегорически представлены образы как союзников России в германской войне, так и ее противников. Разумеется, они изображены очень по-разному: первые – с симпатией и с уважением к национальным символам, вторые – в резко сатирическом духе. Уверена, что эта серия вызовет огромный интерес публики, и очень надеюсь, что зарубежными зрителями она будет воспринята в историческом контексте Первой мировой войны, то есть без обид… Кстати говоря, одна из задач проекта состояла как раз в том, чтобы дать понять: Карл Фаберже был отнюдь не единственным выдающимся ювелиром своего времени.
– Пользуясь случаем, не могу не спросить о другом – о судьбе депозитария музеев Кремля, вокруг строительства которого некоторое время назад было столько разговоров…
– На мой взгляд, ситуация остается не вполне определенной. Хотя могу сослаться на недавнее интервью министра культуры Александра Авдеева, где среди прочих назревших вопросов он упомянул о срочнейшей необходимости строительства депозитария и реставрационных мастерских для музеев Кремля. Дискуссии вокруг конкретного проекта, пожалуй, небезосновательны, однако надо понимать, что новые пространства нам крайне важны. Люди, утверждающие, что в строительстве нет особой нужды, наверняка не бывали в наших запасниках. У любого, кто оказывается там впервые, возникает сильнейший шок. Не может музей, хранящий национальное достояние, содержать свои фонды в столь стесненных обстоятельствах… И, кстати, почему-то редко обращают внимание на то, что в новом здании должны располагаться не только мастерские и фонды хранения, но еще и два выставочных зала – площадью четыреста и шестьсот квадратных метров. Для понимания ситуации: то, чем мы располагаем сейчас, – это два по двести. Думаю, что даже у самого маленького регионального музея помещения для временных выставок побольше, чем у музеев московского Кремля. Новые пространства дали бы нам возможность реализовать масштабные проекты, где мы могли бы совмещать показ декоративно-прикладного искусства с живописью, например, или с мультимедийными формами представления материала. Так что речь идет не о просто «складе», а о музейном комплексе, который нам жизненно необходим.” (еще раз напомню, материал с чудесного сайта, где культуре уделяется немалое значение – gazeta.ru, при возможности, посещайте и читайте).