Champlevé – техника эмалировки (эмалирования, горячих эмалей) в декоративно-прикладном искусстве, или на его объектах, сделанных следующим процессом: вырезанные ячейки на поверхности металлического объекта заполнены стекловидной эмалью, которая после обжига полируется. Не вырезанные части оригинальной поверхности остаются видными как структура очертаний эмали; на старинных средневековых работах они обычно были еще и позолочены.
Название происходит от французского ‘поднятого поля’, ‘поле’ (означающее основание), хотя техника практически наоборот – понижает область, которая эмалируется вместо того, чтобы поднять остальную часть поверхности.
Champlevé подходит для покрытия относительно больших областей, и к фигуративным изображениям, хотя сначала такую технику горячих эмалей использовалось больше в кельтском искусстве для геометрических рисунков. В романском стиле потенциал Техники Шамплеве полностью раскрывается и начинает широко использоваться для украшений шкатулок, подсвечников, мемориальных досок и др.
Основное отличие техники Champlevé от техники эмали клуазоне (cloisonné).
Champlevé отличают от техники (cloisonné – Китайская перегородчатой эмали. Клуазоне), в которой емкости под эмаль («корыта») созданы, спаиванием плоских металлических полос к поверхности объекта. Разница между методами походит на работающие с деревом методы интарсии и маркетри.
Champlevé отличают от техники эмали basse-taille (подобие «гильоше» о котором я расскажу чуть позже, следите за обновлениями), которая появилась чуть позже на работах высшего качества, но т.к. перерывы для эмали в шамплеве более грубые, то использовались только непрозрачные цвета эмали.
В basse-тальи оформлены перерывы, и прозрачная эмаль используется, для более тонких эффектов.
Полезные разделы:
Япония в 19 веке период Мэйдзи, чем отличаются японские горячие эмали от китайских эмалей в технике клуазоне.