По уже сложившейся традиции про ТОП ЛОТ аукциона месяца июнь 2011 я рассказываю чуть больше. Предыдущая статуэтка HENRI ARDANT & CIE Limoges Лимож Франция 19 век – 1858 – 1883 бюст девушки, бисквит – клейма.
Итак «Старый рыбак» – японская фигурка, резьба по кости, токийская школа периода Мейдзи, высота 23 см, состояние идеальное, клейма на основании (см. фото).
Статуэтка, полностью вырезанная из слоновой кости, расположенная на круглом основании, представляющая старого рыбака, одетого в кимоно, украшенное великолепными цветами, голова старика покрыта широкой плоской традиционной японской шляпой из ивовых прутьев. Он несет за спиной корзину с уловом.
Небольшая историческая справка, которая поможет проникнуться в атмосферу Японии тех лет.
В 1866 – 1869 годы лидеры княжеств Сацума и Тёсю свергнув власть Сёгуната Токугава, восстанавливают императорское правление. Именно эти события и принято называть Реставрация Мейдзи – разрушение старой феодальной структуры и переход Японии на рельсы капиталистического развития.
Эпоха Мейдзи ( мейдзи дзидай, Meiji) – период в истории Японии с 23 октября 1868 года оп 30 июля 1912 года. Император Муцухито берет себя имя Мейдзи, что в переводе с японского языка обозначает «просвещённое правительство». Период и эпоха Мейдзи – это становление Японии как мировой державы, отказ от самоизоляции. В конце XIX века возникают дзайбацу – специфические банковские и индустриальные объединения, которые составили основу экономической мощи страны. В эпоху Мейдзи проводится захватническая политика экспансии, воины: Японо-китайская 1894 – 1895 годов, аннексия Тайваня в 1895 года, Русско-японская война 1904 – 1905 годов, аннексия Кореи в 1910 году.
Политическая и общественная ситуация Японии в течение периодов Edo и Meiji была слишком решительной, что немедленно отразилось в развитии резьбы по слоновой кости. В самом деле, общественные изменения прямо и немедленно сказались на эволюции ремесла – резьба по кости. В конце XIX века и начал XX, предметы из слоновой кости – верное выражение новой эры Meiji в контактах с Западом.
Огромное кол-во фигурок, статуэток и всевозможных изделий из резной кости отправляются на экспорт в Европу и США. Европа, застигнутая врасплох новизной японской резьбы по кости, восхищалась чистотой линий, абстракциями и отражением власти, со всей утонченностью деталей.
Виртуозность, с которой была вырезана данная статуэтка, передает одновременно и спокойствие и динамику. Японские мастера работали в зависимости от определенной клиентуры, они получали заказы на конкретные предметы с определенной установкой и смысловой нагрузкой. Однако для успешного сбыта нужна была некая универсальность, фигурка в коллекции нового клиента должна была гармонично вписываться и подходить под различные требования.
Так мастерам XIX века пришлось сменить господствующую среди буржуа того времени моду на богатый декоративизм, требующий безупречной технической виртуозности, и в начале XX века японская клиентура искала уже более натуралистичные предметы при сохранении высочайшего качества проработки мелких деталей.
В примере фигурки «Старый рыбак» уровень работы резчика по кости виден на лицевых чертах, отображен в анатомии, костюме, в одежде, ткани.
Предварительная оценка несколько тысяч евро, посмотрим результаты очень скоро.
Как отличить подделку от настоящей и узнать, действительно ли это слоновая кость или паста, имитация, пластмасса, пластик?
Специалисту конечно проще, а как нам, держа в руках статуэтку понять из чего она сделана: или это бивень мамонта, слоновая кость, или подделка?
Посмотрите на то место, где стоит клеймо на данной статуэтке. Видите очень-очень характерные глубинные красивые полосы? – это верный признак настоящей кости.
Рекомендую почитать популярные разделы:
Япония в 19 веке период Мэйдзи, чем отличаются японские горячие эмали от китайских эмалей в технике клуазоне.
Китайская перегородчатая эмаль. Клуазоне.
Язык цветов. Китайская символика клуазоне.
Французская горячая эмаль – техника Champleve (шамплеве)
Где купить Антиквариат?
Отличная фигурка, очень красиво и аккуратно сделана. Такое ощущение что она сделана с какого то камня, а не из слоновой кости.