Дорогие коллекционеры и читатели моего сайта про Антиквариат!
У вас появилась уникальная возможность (ох, как я сейчас завидую питерцам!) узнать все о коллекции русского императорского фарфора XIX в. из собрания музея Фаберже.
Бесконечно рада возможности сообщить вам, что в музее Фаберже в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге (набережная реки Фонтанки, дом № 21) начинается курс лекций по русскому фарфору, который ведет доктор искусствоведения, старший научный сотрудник, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI вв. Государственного Эрмитажа и просто замечательный человек и эксперт, настоящий специалист в своем деле – Хмельницкая Екатерина Сергеевна.
Первая лекция состоится в 19:00 в четверг, 15 октября 2015 года в Ореховой гостиной Музея Фаберже. Продолжительность лекции: 1-1,5 часа и далее каждый четверг, в 19.00. На сайте самого музея информация появится чуть позже. А уже сейчас, специально для вас, Екатерина Сергеевна согласилась немножко рассказать о себе и о предстоящих лекция. Я очень благодарна моей собеседнице за искренние ответы!
- Мы привыкли, так сложилось, что эксперт в области антиквариата – это специалист с огромным багажом знаний, накопленных к почтенному возрасту. Вы наверное самый молодой доктор искусствоведения в России. С детства уже знали, что посвятите себя науке?
- Совсем нет, в детстве совсем о другом мечтала:), но профессия захватила, люблю ее бесконечно, поэтому так много и удалось сделать. Да, наверное один из самых молодых по своей специальности докторов, точно не знаю. Мне было важно защититься по специальности 17.00.09- теория и история искусства, самое сложное, но одновременно самое интересное! Все время приходилось доказывать, что искусство фарфора тоже имеет свои задачи, проблематику, что речь идет не о посудной лавке и обеденных тарелках, а о целом мире удивительных явлений, отражённых в этом хрупком материале. Не зря же мы говорим, что фарфор в каком-то смысле это зеркало эпохи, в этом материале моментально отражаются не только модные стилистические направления, но и актуальные для общества темы: военно-патриотические, социальные и пр. Для меня и в процессе подготовки к защите докторской диссертации, и сейчас важно не только сложные научные вершины покорять, реконструировать забытые творческие биографии мастеров-фарфористов, вводить в научный оборот неизвестные ранее произведения, но и по возможности объяснять людям тесно не связанным с искусством фарфора, что этот материал не просто предмет повседневного обихода, а настоящее искусство, которое достойно такого же внимания, что и живопись, скульптура и пр. Что это сравнительно небольшое, но очень многогранное искусство может жить среди нас , надо только уметь его распознать и по достоинству оценить. Именно поэтому я выбрала более сложный путь к достижению ученой степени доктора искусствоведения, связанный, прежде всего с теоретическими проблемами, и надеюсь, достойно справилась . Для этого не нужно ждать первой седины . Не знаю почему, но мне важно, когда окружающие меня люди заражаются от меня любовью к фарфору, начинают обращать на него внимание в музеях и галереях, а в ресторанах иногда очень мило переворачивают тарелки и смотрят на марки. С одной из своих самых близких подруг я познакомилась много лет назад в фонде Александра фон Гумбольдта в Германии, когда я представляла свой научный проект, связанный с деятельностью Августа Шписа, а она , будучи очень серьезным юристом , искренне воскликнула на весь зал, что даже представить себе не могла, что есть такая наука, которая изучает чашки, блюда и тарелки. А теперь ее окружают не очень дорогие, но редкие, выбранные со знанием и умом фарфоровые изделия.
- Сколько книг и статей Вы уже написали? В интернете мне удалось найти несколько: “Серафим Судьбинин на переломе эпох. От модерна до ар деко”, “Керамическая хроника” франко-русского альянса / “Chronique ceramique” de l’alliance franco-russe, “Август Шпис и Императорский фарфоровый завод”, “Мастер государственного заказа. Скульптор Императорского фарфорового завода Август Тимус”, “Фарфоровая Россия” П. П. Каменского”.
- Выпустила 8 монографий , сейчас еще две в работе. Статей более 60-ти, этот список такой длинный, что думаю, кто действительно заинтересуется, сможет запросто в интернете посмотреть: в электронной версии автореферата докторской диссертации или в так называемой Форме-16, все доступно онлайн.
- Ваши любимчики из коллекции Эрмитажа, я думаю, что такие точно есть, назовите пожалуйста два-три предмета, которые вызывают умиление или теплые воспоминания, а может с ними связана какая-то личная история.
- Пожалуй, таких вещей особенно нет. Когда я нахожусь в процессе исследования и изучения отдельных предметов или серий, этим вещам я уделяю самое пристальное внимание, постоянно возвращаюсь к ним. Но выделить какие-то из них особенно не могу. Мне кажется в этом заключается отличие музейного собрания от частной коллекции. Собиратель сам выбирает себе вещи, находит их, сражается за них и пр. – тогда и получаются интересные личные истории. Мы приходим в фонд, где коллекция уже сформировалась, в наших силах ее немного расширить и дополнить, но главное просто чутко хранить и изучать. Поэтому, конечно, вещи, чьи истории удалось раскрыть, определить имена их создателей, гораздо ближе, чем ряды безымянных чашек. Но мы с одинаковым вниманием и уважением относимся к каждой вещи.
- Ваше утро начинается с чашечки кофе или чая, или это стакан воды или сока – какого завода?
- Nespresso литрами и не только утром:) вечером до и после спорта столько же воды.
- В быту стараетесь окружить себя антикварными и редкими вещами, что-то коллекционируете или предпочитаете современную практичность?
- Я ничего не коллекционирую, в быту скорее предпочитаю минимализм, в котором современное искусство сочетается с антикварными изделиями. Меня окружают немногочисленные, но дорогие сердцу вещи, принадлежащие семье моего прадеда. Вся семья была расстреляна, дедушкины братья были офицерами в армии Колчака и пропали без вести, в живых чудом остались дедушка и его сестра. Она была сослана в Нальчик без права покидать этот город, каким образом ее нянечка смогла вывести довольно много личных вещей, мы не знаем. Но удивительно, что после ее смерти, в Ленинград моя бабушка, в основном, привезла именно изделия русского императорского фарфора, словно предчувствовала, что когда родиться ее внучка, она будет именно фарфором заниматься . Именно эти вещи окружают мой быт.
- Это так здорово, что бабушке удалось сохранить для Вас частичку истории семьи! Возвращаясь к предстоящим лекциям, как возникла идея их проведения?
- В музее Фаберже с успехом проходят лекции по ювелирному и камнерезному искусству, постепенно сотрудники музея Фаберже привлекают к работе лектория специалистов в смежных научных дисциплинах. В музее Фаберже представлена богатейшая коллекция русского императорского фарфора и изделий частных российских заводов, рассказать о которых мне показалось будет небезынтересным.
- Екатерина, Благодарю Вас за беседу, за откровенные ответы! Спасибо! А моим читателям публикую полный список предстоящих лекций. На сайте музея в ближайшее время появится анонс и возможность забронировать билет.
Полный список лекций в музее Фаберже: Русский Императорский Фарфор
Лекция 1
Шедевры Русского Императорского фарфора в собрании музея Фаберже.
Лекция посвящена истории создания «программных» произведений русского императорского фарфора XIX в. из собрания музея Фаберже. Интерьерные вазы Николая I, богатейшие сервизные ансамбли XIX — нач. XX вв., знаменитые серии «военных тарелок», коллекция пасхальных яиц и др. составляют «золотой фонд» русского декоративно-прикладного искусства, созданных в Санкт-Петербурге.
Лекция 2
“Вполне торжественны обеды, Вполне богат и лаком стол…”
Важное место в жизни русского дворянства занимали парадные трапезы, которые отличались особой культурой застолья, обилием блюд, разнообразием и богатством фарфора. Лекция посвящена истории торжественных обедов во дворцах русской аристократии XIX вв., в которых произведения русского императорского фарфора играли особую роль. История сохранила немало описаний изысканных дворянских застолий̆. Как писал современник, «искусство обедать есть наука, которая потому только не преподается, что для нее нет профессора… и искусство обедать есть настоящая энциклопедия!»
Лекция 3
На рубеже XIX-XX веков: отражение эволюции художественного сознания эпохи в фарфоровой пластике Императорского фарфорового завода.
В настоящее время в связи с расширением исследовательского поля современного искусствоведения, все большое значение уделяется изучению малоизвестных биографий, фактов и явлений в искусстве. Изучение эволюции русского искусства в конце ХIХ — первой половине ХХ вв. побудили автора обратиться к реконструкции творческих биографий той группы незаслуженно забытых скульпторов, которые работали, в том числе, и по заказам скульптурного отделения Императорского фарфорового завода: К. Рауш фон Траубенберг, А. Тимус, А. Шпис и другие. Они привнесли в фарфоровую промышленность свежие идеи и нестандартные способы художественного воплощения своих проектов, выразившиеся в тесной взаимосвязи фарфоровой скульптуры с разными областями научного знания: этнографией, антропологией, историей, военной геральдикой, униформологией, театроведением и т. д.
Лекция 4
«Скульпторы русской эмиграции: реабилитация и возвращение в контекст отечественной и зарубежной художественной культуры»
Лекция посвящена творческой деятельности скульпторов, связанных с работой бывшего Императорского фарфорового завода, в первые послереволюционные десятилетия. Они разделили судьбу многих наших соотечественников, оказавшихся после революции в эмиграции. С. Судьбинин, А. Тимус, К. Рауш фон Траубенберг и многие другие продолжили свои художественные поиски и эксперименты с фарфором, керамикой и другими материалами уже в контексте развития искусства европейского Ар Деко, при этом пытаясь не потерять свою духовную связь с русской культурой.
Е.С. Хмельницкая курс лекций часть 2.