Выставка 1000 лет золота инков в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Дорогие читатели моего блога про Антиквариат!
Сегодня обзор по выставке “Тысяча лет золота инков” которая проходит с 19 марта по 26 мая 2013 в Музее имени Пушкина. Музей золота Перу в Лиме выступил очень красиво, привезя в Москву такое редкое собрание настоящего доколумбового золота, 80 чудесных экземпляров из малочисленных оставшихся непереплавленных на слитки конкистадорами.

золото инков каталог

каталог выставки 1000 лет золота инков

Два слова о выставке, так сказать мое личное впечатление – так себе, в сто раз слабее выставки про золото в ГИМе. Дело еще в том, что нельзя фотографировать вообще, т.е. даже после обращения к администратору и сообщению что будет о них репортаж мне не позволили сделать даже одно общее фото зала (журналисты уже были, все что можно они уже выложили в сеть, но у меня в тот день были поважнее дела). Отвратительно! учитывая, что читают меня в 80% не москвичи и они порой физически не могут посетить какую-то маленькую выставку в Москве (хоть и в рамках чудесного музея), мне за них обидно. Компенсирует все это каталог (брошюра на 60 стр.) – очень наскоро выпущенное издание, однако в него полностью вошли все экспонаты и цена отличная – 350 рублей (вот только как его купят те, кто не сможет посетить выставку для меня загадка).
Тот редкий случай, когда я беру чужие фото, в данном случае с сайтов lacomunidad.elpais.com и museum-world.livejournal.com – мои им благодарности, если сочтут за наглость – удалю. Будут фото не только с выставке в Москве.

золото инков

золотые серьги с хризокколой

Чуть-чуть про историю Колумба я уже рассказывала вам раньше. Не будем отвлекаться и осуждать испанцев за их варварские поступки с артефактами, они же не знали, что через века просто слитки золота будут несравнимо дешевле перуанских экспонатов того же веса. Кстати есть отличный магазин при музее (не в Москве, увы, в Латинской Америке) где можно купить реплики (копии, новоделы, как хотите их называйте) из чистого золота по отливкам экспонатов музея, цена правда заоблачная, но гарантия 100% соответствия образцу.
На мой взгляд это гениальная идея, перенять которую не мешало бы. Официальный выпуск известных золотых или серебряных предметов из коллекции например ГИМа или Эрмитажа здорово бы приблизил народ к искусству, подняв общий художественный уровень. … а давайте я сразу голосование устрою, потом пойдем дальше

Купили бы вы официальные копии (новоделы, реплики) экспонатов известных музеев России?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

золото инков

украшение на нос

Очень много золотых украшений украшены хризоколлой – это не бирюза, хотя внешне очень похоже, хризоколла значительно мягче бирюзы. Наименование “хризоколла” произошло от сочетания двух греческих слов «ckrysos» (золотой) и «kolla» (клей). В литературе встречаются и другие названия камня и его разновидностей: азурит, элатский камень, малахитовый кремень и демидовит. Хризоколла по своей химической структуре – это сложный водный силикат химических элементов меди и алюминия. Использовался он именно при пайке золота.

сокровища золото инков выставка

вот как-то так выглядели черные копатели XIX века в Перу

Перекопировать релизы самого музея с сайта на сайт не считаю нужным, главное, что коллекция в Москве и ее можно посмотреть. Основу собрания перуанского музея составляет коллекция Мигеля Мухика Гальо, который к слову сказать был не только бизнесменом и премьер-министром Перу, но и страстным увлеченным человеком, умудрившимся собрать более 8 тысяч древних предметов из золота и серебра. Однако замечу, грабеж и раскопки перуанских археологических мест были как бы запрещены, остается только догадываться каким образом в 20 веке удалось сколотить такую завидную многочисленную коллекцию.
Возвращаясь к историческим фактам, необходимо отметить очень важную деталь, Колумб и его соратники были сильно удивлены некоторым технологическим достижениям инков – в Андах за полторы тысячи лет до н.э. уже была развита металлургия! Инки умели делать сплавы (аллой – макроскопически однородный металлический материал, состоящий из смеси двух или большего числа химических элементов с преобладанием металлических компонентов) из золота и серебра – электр и из золота с медью – тумбага.

что такое электр аллой сплав

украшение для носа, сплав золота и серебра

ЭЛЕКТР это металлический сплав золота и серебра (пропорции 50 : 50, 40 : 60 иногда доля золота в монетах колеблется от 30 до 80%), широко распространенный в античную эпоху, однако встречается и в природе. Из природного электра чеканились монеты в Лидии в 7 веке до н. э. Позднее в Греции и Риме золото и серебро сплавляли искусственно.
ТУМБАГА (от малазийского “тамбага” – медь) – сплав золота и меди в фантазийном составе (не имело точно устоявшейся пропорции и очень сильно варьировалось) с температурой плавления около 853° C , что гораздо меньше, чем меди (1084° C) и золота (1063° C). Твёрдость значительно выше, чем у меди, а у некоторых разновидностей этого сплава она приближалась к показателям бронзы и железа, причём сплав сохранял ковкость. Изделия из тумбаги часто обрабатывали кислотами: на поверхности разъедалась медь, после чего оставался тонкий слой из почти чистого золота.

золото инков из собрания перуанского музея золота

Но самое интересное дальше – технология металлургического производства инков не остановилась только на сплавах, они умели золотить медь весьма изощренной техникой (предполагается, что с использованием трав), получая абсолютно такой же результат, какой дает электролитическая система, изобретенная в Европе только что в конце XVIII века, НО! в наши дни этим способом покрывается предмет только чистым 100% золотом (или другим каким металлом), у инков покрытие варьируется от 4 до 22 карат!
Документальные источники 16 века подтверждают наличие у инков пяти градаций каратности золота: низкое четырех каратное, но уже законное, восьми каратное золото “орлов”, двенадцати каратное золото, золото с каратностью от 12 до 17 считалось “тонким” золотом, все что выше считалось “стоящим” (ценным) золотом. Они сообразили что можно “разбавлять” сплавы и ем самым выигрывать в кол-ве чистого золота.

золото инков

техника репоззе REPOUSSE

Декоративно прикладное и ювелирное искусство инков было феноменально развито, они владели интересной техникой металлопластики REPOUSSE — особенностью которой и отличием от чеканки является создания рельефных изображений исключительно на тонких листах металла (до 0,5 мм) путем выдавливания контура рисунка специальными инструментами (а не ударом, как в чеканке), благодаря которым образуются плавные деформации металла. Более толстый лист не поддается подобной обработке, а лист тоньше 0,2 мм может порваться. Далее полость заполняется почти чем угодно и предмет выглядит увесистым, целостным и как будто полностью из драгоценного металла, хотя как такового металла там тонкий лист фольги. Хитрые французы 19 века – самые преданные поклонники этой техники, чаще всего встречаются ручки столовых приборов исполненные в технике репозе (репузе). Инки заливали в полости иногда сплавы с низким содержанием золота внутрь.

выставка в музее имени Пушкина

техника repousse репозе, ламинирование, штамповка

Перуанские ювелиры уже в VIII веке владели такими техниками как прокат, чеканка, ламинирование, пайка и литье по выплавляемым моделям! Процесс “cire perdue” (потерянный воск), известный на Востоке и забытый на Западе вплоть до эпохи Возрождения, состоял из изготовления модели объекта в полу-твердой смоле (воске), затем образец покрывался слоем керамики, при обжиге которого, будучи горячей жидкая смола выплавлялась из оболочки, оставляя форму точно равной оригиналу, в которую далее заливался расплавленный жидкий металл (золото, серебро, сплавы), после его затвердевания, оболочка ломалась и скалывалась. Для достижения необходимых высоких температур при плавлении использовали меха для раздувания огня.

золото инков

золотой паук

Большинство экспонатов, представленных на выставке – это ритуальные и церемониальные предметы, бокалы и сосуды, украшенные изображениями тотемных животных, считавшихся священными: ягуар, пантера, кондор, змея, лягушка и др.
Особенно много на выставке традиционных золотых украшений индейцев. Это, прежде всего, царские головные уборы, фигурные подвески и пластины, украшавшие не только одежду, но и тело правителя. Так своим богатством и выразительностью отличаются крупные украшения для носа и ушей, которые часто имеют форму круга или полумесяца. Согласно поверьям перуанских индейцев основные жизненно важные отверстия на теле человека должны быть защищены золотыми амулетами, которые сохраняют тело и душу от влияния злых духов.

церемониальный золотой бокал

Многочисленные украшения-обереги должны были защищать человека и после смерти, поэтому те же предметы могли использовать и в погребальном обряде. Кроме того, количество золотых предметов, украшавших тело усопшего и его гробницу, а также качество исполнения художественных изделий указывали на социальный статус покойного и его значение для общины или государства даже после смерти. Нужно добавить, что именно они и уцелели, выкапывать испанцы уже ничего не стали, им хватало отнятого.
Посетив выставку, я поняла почему они переплавляли все эти изделия. По большей части как такового золота там очень мало, “дутое” в нашем понятии, половина – позолота. Опять же можно поспорить о красоте и художественной составляющей. Но мне кое-что понравилось.

Церемониальная сумка,место обнаружения Фриас, золото

Ювелиркой это сложно назвать, хотя и сделано из золота. Мой любимый лот – церемониальная золотая сумочка в виде ягуара (больше похоже на шкурку) для хранения листьев коки. Она выполнена из двух сложенных листов золота. На заднюю сторону нанесены рельефные изображения ромбов и крестов. Голова зверька овальной формы, сверху прикреплены подвижные чешуйки (шуршат при движении, что добавляет магии носящему). предмет огромный, т.е. полноценная сумка 37 см на 13 см на 12,4 см.

золотое ожерелье с заколкой для волос

А это очень интересный экспонат: заколка для волос (прищепка прям как в 80-е, только из золота), это не кулон, называется пинцет и служил для прикрепления волос, в районе челки. Получается, что само ожерелье как бы вторично и служило лишь для того чтобы не потерять эту заколку.

Если у вас будет возможность, посетите эту выставку, хотя бы для общего развития.

Запись опубликована в рубрике Новости Антиквариата и не только, Что такое настоящий Антиквариат? с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha