Хуан Миро (Joan Miró) биография и выставка в Москве.

В рамках культурного обмена и для нашего с вами общего развития появилась возможность увидеть работы известного испанского художника Хуана (Жуана, Жоана) Миро (Joan Miró) в Москве. Он третьим в списке после уже показанных годами ранее Дали и Пикассо.
Выставка «Хуан Миро. Образы» Из коллекции Фонда Пилар и Хуана Миро на Майорке к 120-летнему юбилею со дня рождения художника откроется завтра (для прессы), а для нас с вами, обычных посетителей с 26 апреля по 6 мая (Московский музей современного искусства (ММОМА), Гоголевский бульвар, 10).

автопортрет Joan Miro 1919

Будут представлены 40 картин и 14 скульптур, а также большое количество рисунков, иллюстрированных книг, фотографий, графических работ. Некоторые экспонаты были предоставлены для выставки частными владельцами, но большая часть работ входят в коллекцию Фонда Пилар и Хуана Миро, созданного в 1981 году художником и его супругой с целью продвижения наследия Миро, а также для того, чтобы служить творческим стимулом для молодых художников.
Но! уже сегодня вы можете прочитать об этом событии и что называется из первых рук – директор этого фонда и куратор выставки Эльвира Камара Лопес вечером заставила меня принять и полюбить творчество Жуан (Жоан) Миро. Он каталонец и его имя правильно звучит именно как Жуан.
Признаюсь честно, поглядывала на торгах за его работами, удивлялась таким высоким ценам и откровенно не понимала чем они объяснены. Все утро я листала Википедию, но и она мне не открыла ничего нового. Наверное, чтобы понять творчество и расшифровать творение нужно его рассматривать неотрывно от создателя.
Мы, россияне, в принципе знакомы с Миро по рекламным проспектам министерства по туризму Испании, вы все их видели. Вот он слева.
Однако не все так примитивно как может показаться. Перед тем, как вы прочитаете сухой биографический экстракт, мне хочется сказать, что родился Хуан Миро в зажиточной семье, отец его Miquel Miró Adzerias был ювелиром и часовщиком, дедушка по материнской линии – краснодеревщиком на Пальма-де-Майорка, и разумеется, что родители совершенно не желали видеть своего сына каким-то там художником. Его заставили выучиться на бухгалтера! Только представьте себе, что пережил парень, мечтавший рисовать, в бухгалтерских мучениях. Сейчас я выражу свое личное мнение, но мне кажется что именно этот детский след тем самым черным контуром проложен во всех его работах. Ведь он сначала рисовал (чаще всего углем) черные линии, и только потом что-то покрывал цветной гуашью. Это напоминает витраж.
Слушая Эльвиру Камара Лопес, у меня сложилось очень ясное представление Миро как человека необыкновенно скромного и застенчивого. Будучи знакомым и с Дали и с Пикассо, он, на мой взгляд, не заразился модной пошлостью и развязанностью, а как бы сохранил некое целомудрие и наивность. Опять же это мое представление! У каждого свой Миро! У меня он такой

По ходу биографии будут картины не только с выставки в Москве. По злому року, картина которая мне больше всего понравилась на фото не вышла и даже название к ней смазано. Найти ее не удалось, как только кто-нибудь из журналистов сегодня опубликует материал я постараюсь найти этот рисунок и показать его вам. А пока легкая замена – Галатея.

Галатея, Жуан Миро 1976 год

20 апреля 1893  в 21:00 – в Барселоне родился Жуан Миро (Joan Miró Ferrá)
1900 – мальчик отправляется в школу и занимается рисунком индивидуально с профессором Civil
1901 – первые сохраненные рисунки
1907 – поступает в коммерческую школу в Барселоне, оканчивает ее 1910, одновременно обучается в высшей школе изящных искусств Modest Urgell и Josep Pascó
1910 – работает бухгалтером в доме Dalmau i Oliveres, специализировавшемся на аптечных и колониальных продуктах
Впервые участвует в выставке современных портретов и рисунков, организованной мэрией Барселоны
1911 – его неприспособленность к выбранной работе становится фактом. Он подхватывает тифозную лихорадку и переезжает в Mont-roig, на недавно купленную родителями ферму, которая становится источником его вдохновения
1912 – принимает окончательное решение посвятить себя полностью живописи и записывается в Школу Искусства Francesc Galí в Барселоне, в которую он будет посещать до 1915 года и где познакомится со многими художниками
1913 – записывается в школу Artístic de Sant Lluc, где учится рисовать с натуры
1914 – первая известная работа “Фермер” (Крестьянин)
1915 – окончание учебы у Гали, первая мастерская в Барселоне, шестимесячная военная служба
1916 – снимает первую мастерскую (до 1918 года) в Барселоне
1917 – посещает выставку французского искусства в Барселоне
1918 – первая индивидуальная выставка в галерее Dalmau в Барселоне (провальная)

дом с пальмами 1918 год

1920 – впервые едет в Париж, где Josep Dalmau пытается организовать его выставку. Знакомство с Пикассо.
Нужно отметить, что в Париж он едет за вдохновением, т.к. на тот момент остальная Европа слишком еще провинциальна. Хочу сразу извиниться перед поклонниками великого мастера за логотип моего сайта на его работах – это вынужденная мера от копирования.
В творчестве Миро было несколько периодов, он постоянно искал себя и это сильно отражалось на его работах. Кстати он был не только художником, графиком, скульптором, но и плел ковры (1977 год для Национальной галереи Washington D.C.) и изготавливал керамику. Стили и техники, все постоянно менялось. Кубизм и импрессионизм, отголоски реализма и абстрактный сюрреализм. Страны и политическая ситуация отражались на его работах.

лошадь курительная трубка и цветок 1920 Joan Miro

Парижский этап формирования в 1920 – 1927 годы очень характерен и сразу узнаваем. Вообще Миро достаточно узнаваем, хоть и всегда такой разный.
1921 – начиная с этой даты и по середину 1925 года Миро трудится в парижской мастерской Pablo Gargallo на улице Blomet в 45 доме, остаток 1925 года он проводит в любимом Mont-roig на ферме своих родителей.
Его первая выставка в Париже в галерее La Licorne, организованная Josep Dalmau, первая каталоголизация.
В это время он заводит дружбу со своим соседом André Masson, с Roland Tual, в 1923 году знакомится с Michel Leiris, Antonin Artaud, Robert Desnos, Jean Dubuffet, Paul Éluard, Marcel Jouhandeau, Georges Limbour, Raymond Queneau и Armand Salacrou. Здесь Эрнест Хемингуэй покупает его картину La masía. Мне лично она нравится, т.к. удивительно точно передает атмосферу Каталонии.

La masia Joan Miro

В 1925 снова в Mont-roig он создает

La tierra labrada 1923 - 1924 Joan Miro


1926 – в Париже у Миро новая мастерская на улице Tourlaque, 22 где его соседи Max Ernst, Hans Arp и возможно Paul Éluard и Camille Goemans.
Именно с Max Ernst, он готовит декорации к русскому Дягилевскому балету “Ромео и Джульетта” (костюм арлекина). После смерти Дягилева балет становится Montecarlo и Миро еще будет работать с ними.
1927 – 1928 годы – путешествие в Голландию. Малые голландцы вдохновляют его на очередной виток, но все еще сильно французское влияние. Пишет он картины по мотивам поездки как всегда дома в Mont-roig.

1928 Дания Хуан Миро

Вообще нужно отметить как именно работал Жуан Миро (Joan Miró). Вставал он рано, дорисовывал вчерашнее (или еще более раннее произведение), делал набросок нового, обедал, отдыхал (это у испанцев святое – поспать после обеда), обдумывал (очень много обдумывал) утреннюю работу, которую завершал следующим днем. Во второй половине дня он любил бродить, гулять, собирать по пляжу всякую мелочь. Ракушки и разорванные мячи, старые тряпки и колеса, швабры и палки, банки и веревки – все это он с успехом использовал в своих работах. Как пример этот “Персонаж”.

Персонаж, бронза, 1981 год Хуан Миро

В 1929 году 12 октября Хуан Миро женится на Pilar Juncosa – девушке с Пальма-де-Майорка (как и его мать). Они переезжают в Париж на улицу François Mouton, 3.
А 17 июля 1930 года в Барселоне рождается их единственная дочь Мария (Maria Dolors). Она была дважды замужем, от каждого брака имела по двое детей (итого четверо внуков было у Миро), сейчас живы два. Это не самый легкий период.
Отвлечемся слегка от сухих цифр и фактов. Чтобы понимать произведения Миро нужно знать, откуда он черпал творческие импульсы. Миро увлекался доколумбовой скульптурой и вообще культурой ацтеков, собирал открытки по тематике (например остров Пасха), изучал романскую культуру. Элементы из этих источников очень читаемы в работах Миро.
Возвращаясь к событиям 1930 год – первая персональная выставка в США в галерее Valentine в Нью-Йорке. В самом начале 30-х годов Миро возвращается в Барселону в свой родной дом, где и работает до 1936 года.
1934 – Хуан Миро подписывает контракт с галеристом Pierre Matisse о представительстве в Америке
Гражданская война в Испании 1936 – 1939 годов приносит темные краски и сумрачное настроение. Например вот эта картина была написана именно в этот период. На столе вилка, воткнутая в страшенную неаппетитную булку и старый ботинок.

Миро принимает решение и с семьей уезжает до 1940 года в Париж.
1937 год – работает и живет в апартаментах на бульваре Auguste Blanqui, 98.
Реализует большую работу “El segador” на стенде Испании на международной выставке в Париже.
1939 год – летом Миро покидает Париж и снимает домик Clos des Sansonettes в Нормандии Varengeville-sur-Mer где и проживает до мая 1940, пока фашистские войска не начинают бомбардировать Нормандию и вынуждают вернуться с семьей в родную Испанию.
В январе 1940 года он начинает одну из самых своих известных серий “Созвездие“, которую продолжает на Пальме-де-Майорка и заканчивает в сентябре 1941 года как всегда на ферме в Mont-roig. Это самая добрая, самая позитивная и чистая серия вообще среди всех его работ.

серия "Созвездия" Жуан Миро 1940-е годы

Небольшое отступление от биографических данных. Иконография Миро включает в себя: пейзаж и натюрморт, женщина, персонаж (ни мужчина ни женщина, нечто собирательное), голова (тут как раз влияние ацтеков и голов с острова Пасхи), лестница – символизирует подъем, птица (глубокий собирательный образ, иногда виден лишь в оставшемся следе пролетевшей птицы), глаз (влияние романской культуры, мистики), звезды, луна и конечно красный круг. Эти элементы в том или ином виде можно найти почти на любом произведении Хуана Миро.

Жуан Миро 1943 год

1941 год – первая большая ретроспектива в музее современного искусства в Нью-Йорке, организацию и каталог берет на себя James Johnson Sweeney.
1942 – 1943 годы – продолжает работать исключительно на бумаге (за исключением единичных работ), живет в Барселоне в родном доме.
1944 – первые работы в керамике, техника Гауди с битыми плитками, сотрудничество с Josep Llorens Artigas, которое продлится до 1947 года. Серия из 50 литографий, известных как “Серия Барселона” под покровительством Joan Prats, возвращается к живописи на холсте, которую он исключил в 1939 году.
1945 год – реализует большие полотна.
Тут я добавлю, что у Миро были триптихи, и даже очень огромные (3 штуки 2 на 3 метра в одном произведении), которые не так просто ему давались. Их написание он обдумывал сотни раз, подходя философски, “главное не произведение, а сила духа”.

1946 – реализует первую бронзовую скульптуру. выше я уже отмечала, что в своем творчестве он активно использовал любые бытовые самые обычные предметы и их части, привязывая и собирая вместе, комбинируя и импровизируя. На выставке будет работа “Гимнаст” – тому широчайшее подтверждение.
В 1947 году Хуан Миро впервые отправляется в Америку, где создает настенную картину в гостинице Terrace Plaza Hotel de Cincinnati для Gourmet Room. В Америке он вкусил некую свободу, именно там он начал рисовать на полу. Там же он оттачивает себя как гравер.
Участие в международной Парижской выставке “Сюрреализм 1947″ в галерее Maeght, организованной André Breton y Marcel Duchamp.
Там же в 1948 году – индивидуальная выставка, Aimé Maeght становится его новым представителем во Франции.
1949 год весь в путешествиях между Францией и Испанией, совершенствование как скульптора и графика, работы становятся более вдумчивые, но все еще импульсивные. Выставка в галереях Layetanas в Барселоне.

женщина перед солнцем, Joan Miro 1950

1951 – все силы отдает работе над скульптурой на старой ферме Mont-roig
1952 – вновь отправляется в Америку
1954 – новый этап сотрудничества с Josep Llorens Artigas в Gallifa и сделано более 200 предметов из керамики.
1955 – реализует очередную серию на картоне и откладывает рисунок аж до 1954 года, полностью погрузившись в керамику и графические работы.
1956 – продает родное гнездо в Барселоне и уезжает на Пальму-де-Майорка.
Получив в 1959 году премию он покупает и ремонтирует под мастерскую особняк 17 века.
1960 – работает с Josep Llorens Artigas над настенным панно (фреска) в Гарвардском Университете.
1961 выходит первая монография Миро, написанная Jacques Dupin
1962 – ретроспектива в Музее Национального Современного Искусства в Париже
Все начало 60-х он занят именно скульптурой и керамикой.
1966 – выставка в Национальном музее Искусств в Токио. Это первая поездка Миро в Японию, где он знакомится с поэтом Shuzo Takiguchi, автором монографии.
1968 – последний визит в Америку, выставки.
1969 – экспозиция “Другой Миро” в Коллегии Архитекторов Барселоны.
Тут я снова отвлеку вас, чтобы вы заметили влияние японской каллиграфии на Миро. С посещения Японии он начинает включать в свои работы фразы, буквы и не только. Иногда обрывки газет или журналов занимают свое место на полотне.

два друга, Joan Miro 1969

1970 – настенное керамическое панно для японской газовой компании на экспозиции в Осаке и настенное панно для аэропорта Барселоны.
1972 – основание фонда Joan Miró в Барселоне, Josep Lluís Sert выполнил архитектурных проект для этого, в 1975 он открывается для посетителей и показывает огромное кол-во рисунков, скульптур, графических работ.
1976 – инсталяция керамического покрытия на площади l’Ós на Rambla в Барселоне.
Официальное открытие фонда Хуана Миро в Барселоне.
1978 – экспозиция ретроспектива в мадридском Музее современного искусства, организованная совместно с фондом Миро.

балерина, Жуан Миро 1978

1980 – Король Испании Хуан Карлос вручает Хуану Миро Золотую медаль Прекрасных искусств Испании.
Последующие 3 года Миро наслаждается и вкушает плоды трудов всей своей жизни, участвуя в выставках и всевозможных мероприятиях, многочисленные инаугурации его крупных проектов (скульптуры).
25 декабря 1983 года Хуан Миро умирает на Пальма-де-Майорка, похоронили его на кладбище Montjuïc в Барселоне.
До тех пока я ничего этого не знала, всего того что вы сейчас осилили прочитать и посмотреть, мне казались необъяснимыми зашкаливающие ценники на работы Миро. Перед встречей с директором его фонда я подготовила список вопросов, смелости задать которые у меня не нашлось. Почему творчество “съехало” до совсем плоских работ? Отчего художник стал заставлять нас додумывать за него… или за себя?
По традиции добавляю опрос

Творчество Жуана Миро JOAN MIRÓ

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Рекомендую почитать:
Сальвадор Дали – каталонская тайна или секрет самого знаменитого испанца XX века.
Испанские художники – OPISSO CARDONA Alfredo (Барселона 1907 – Mataró Барселона 1980)

Запись опубликована в рубрике Инвестиции в Антиквариат, Новости Антиквариата и не только с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha