Террина малая или конфетница ваза из сервиза “1812-1912″ к 100-летию Отечественной войны 1812 года Гарднер / Кузнецов

Дорогие читатели моего блога про Антиквариат и коллекционирование!

Последнее время не так часто, но я рассказываю вам об интересных предметах, которые иногда удается найти. Полезность фарфора в образовании и общей эрудиции бесспорна. С чего бы еще вдруг вспомнить о Тильзитском мирном договоре, заключённым в период с 25 июня по 9 июля 1807 года в Тильзите (сейчас город Советск в Калининградской области) между Александром I и Наполеоном после Войны четвёртой коалиции 1806–1807 годов, в которой Россия помогала Пруссии? Страницы школьных учебников были перелистаны на этой теме секунд за 15, во всяком случае у тех, кого в детстве не сильно интересовала история и наполеоника. А по прошествии десятилетий знания способны принести доход, ни этим ли увлекательны инвестиции в Антиквариат? русский фарфор агитация Александр I и Наполеон свидание в Тильзите
Итак, перед нами очень приятный и увесистый фарфоровый предмет. Попробуем анализировать и действовать по рекомендациям из этого раздела Руководство для чайников в Антиквариате или 10 простых шагов на пути исследования старья. Клеймо очевидно читаемо и мы отправляемся по ссылке Гарднеровский фарфор, клейма Гарднер. Но датировка будет абсолютно точной! так как на дне есть надпись-подсказка, то труда не составит ее забить в поисковик и получить ответ.

Фарфор, лепка, деколь, подрисовка, подглазурное крытье, позолота.
купить редкий старинный антикварный фарфор Частные заводы России XIX век
Высота с ручками 6,5 см диаметр 16,0 см

Марка красная надглазурная Гарднер в Москве и надпись “Свиданie Александра I съ Наполеономъ въ ТильзитѢ” (Свидание Александра I с Наполеонм в Тильзите)

1912 год, Завод Гарднера. Село Вербилки. Московская губерния

“Товарищество М. С. Кузнецова” к 1912 году владело этим заводом, но марку продолжали ставить Гарднеровскую.
надпись на фарфоре гарднер
Террина малая без крышки или конфетница со скульптурными ручками относится к знаменитому сервизу “1812 – 1912″.

Подобную форму фарфорового предмета с крышкой или без оной, на подставном блюде или без него, обычно принято называть терриной в России в экспертных описаниях. Учитывая, что предмет является интересным коллекционным экземпляром и ему рекомендуется витринное хранение, то скорее всего его можно отнести к чайному сервизу и считать конфетницей или вазой.

Фарфоровый завод в Вербилках был основан Францем Гарднером в 1754 как «Мануфактуры Гарднер» и уже через 30 лет в 1785 году за высокую оценку изделий, выполненных по заказу Екатерины II, фабрика получает от московского губернатора право ставить на свои изделия изображение московского герба, а в 1855 году по решению императора – Государственного герба России. Право использовать изображение Государственного герба России на продукции «Мануфактур Гарднеръ» было подтверждено в 1865, 1872, 1882, 1896 годах. С 1856 года фабрика «Мануфактур Гарднеръ» обладает званием Поставщики Двора Его ИМПЕРАТОРСКОГО Величества (Е.И.В.)”.
клейма и марки русского фарфора
В 1892 году фабрику выкупает М.С. Кузнецов и она становиться частью «Товарищества М.С. Кузнецова», однако сохраняет известную торговую марку Гарднера и его клеймо.

Патриотизм всегда был коммерческим продуктом: в 1912 г. в Вербилках была выполнена целая серия изделий к столетию победы над Наполеоном и “Товарищество М. С. Кузнецова” выпустило сервиз “1812-1912″, посвященных столетию Бородинской битвы: тарелки, сервизы, блюда, подарочные чашки, вазы и др. с изображением эпизодов Отечественной войны 1812 г. Деколи для этой серии были заказаны в Германии и изображали «Встречу Александра I с Наполеоном в Тильзите», «Военный совет в Филях», «Отступление Наполеона из России» и др. В декоре изделий использовались техники подглазурного и надглазурного крытья, цировки, штамповки, роспись. Золотая кайма по бортам была сделана «под Вену» XVIII в.

Отдельные предметы из этого сервиза (экспонаты из крупного личного собрания коллекционера Александра Вихрова) были представлены на выставке “Два императора”, посвященной 200-летию Отечественной войны 1812 года, проходившей с 15.02 – 15.03.2012 во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. Правда там например чайник позиционировался как предмет с росписью, что явное заблуждение на мой взгляд, это деколь с подрисовкой в лучшем случае.

На дне нашей конфетницы изображена сцена рукопожатия Наполеона и Александра I при заключении Тильзитского мира в шатре на реке Неман. Данная деколь выполнена по акварели профессора А. Д. Кившенко, опубликованной в бесплатном приложении к журналу “Север” в 1893 году – Альбом акварелей к роману графа Л. Н. Толстого “Война и Мир”.
акварель к роману Война и Мир
Отрывок из романа:
“Борис в числе немногих был на Немане в день свидания императоров; он
видел плоты с вензелями, проезд Наполеона по тому берегу мимо французской
гвардии, видел задумчивое лицо императора Александра, в то время как он
молча сидел в корчме на берегу Немана, ожидая прибытия Наполеона; видел, как
оба императора сели в лодки и как Наполеон, приставши прежде к плоту,
быстрыми шагами пошел вперед и, встречая Александра, подал ему руку, и как
оба скрылись в павильоне. Со времени своего вступления в высшие миры, Борис
сделал себе привычку внимательно наблюдать то, что происходило вокруг него и
записывать. Во время свидания в Тильзите он расспрашивал об именах тех лиц,
которые приехали с Наполеоном, о мундирах, которые были на них надеты, и
внимательно прислушивался к словам, которые были сказаны важными лицами. В то самое время, как императоры вошли в павильон, он посмотрел на часы и не
забыл посмотреть опять в то время, когда Александр вышел из павильона.
Свидание продолжалось час и пятьдесят три минуты: он так и записал это в тот вечер в числе других фактов, которые, он полагал, имели историческое
значение. Так как свита императора была очень небольшая, то для человека,
дорожащего успехом по службе, находиться в Тильзите во время свидания
императоров было делом очень важным, и Борис, попав в Тильзит, чувствовал,
что с этого времени положение его совершенно утвердилось.”

Нарочито добавление насыщенного синего подглазурного крытья (цвет королевскрй мании), орнамента из лавров на дне, по краям симметричных золотых лавровых венков (аксессуары, взятые из атрибутов римской военной истории) с расположенными внутри золотыми геральдическими лилиями – эмблема французского королевского двора. Все это элементы стиля ампир, в своем время распространившемуся по настоянию Бонапарта I, созданные для отражения мощи, величия, богатства и силы державы – Империи. Название стиля ампир «empire» так и переводится с французского — «империя». Все эти элементы подчеркивают связь двух императоров и держав и важность события, которому посвящен был выпуск сервиза – 100-летие Отечественной войны 1812 года.

Подлинность малой террины или конфетницы из сервиза “1812 – 1912″, ее датировка и принадлежность к Гарднеровской фабрике в Вербилках не вызывает сомнений. Предмет представляет историко-художественный, коллекционный и музейный интерес.

Рекомендую почитать:

Как отличить деколь от ручной росписи

Как отличить фарфор от фаянса

Кольцо – подарок Наполеона Бонапарта Жозефине или Наполеоника – как раздел коллекционирования.
Самый дорогой договор документ и образец: Брачный контракт Наполеона и Жозефины

Запись опубликована в рубрике Инвестиции в Антиквариат, Частные русские фарфоровые заводы. Фарфор., Что такое настоящий Антиквариат? с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha